История постановок этого балета насчитывает немало авторских воззрений: Леонид Лавровский, Кеннет МакМиллан, Олег Виноградов в разное время воплощали идеи Уильяма Шекспира в жизнь на сцене. И теперь балет мировой известности вновь возрождается перед зрителями Михайловского театра. Оригинальное видение испанского хореографа Начо Дуато, работающего над этим спектаклем не в первый раз, заключено в воссоединении духа эпохи ренессанса, атмосферы средиземноморских побережий, уникальной гармонии музыки и истории, которая разъясняется через каждое па артистов балета. Начо Дуато первым из предшественников представил почти не сокращенную версию сюжета шекспировской драмы: автор ориентировался на полноту содержания трагедии, в которую вовлечен абсолютно каждый персонаж.
Сложная для постановки на балетной сцене партитура произведения Сергея Прокофьева технично обработана в многогранном сознании режиссера: яркость авторской мысли подчеркивается не только оркестровыми партиями, но и выразительностью сценического жеста, сутью которого становится гармоничное следование ритмике и мелодике всего музыкального произведения.
Начо Дуато следует за орнаментом звучания, создавая особенную экспрессию, иногда сдержанную (как в сюжете тайного проникновения Ромео на праздник к Капулетти), иногда взрывную (как в сценах злосчастного раздора кланов). Следует обратить внимание и на то, что хореограф представил личную версию «Танца рыцарей», отличающуюся индивидуальным пониманием автора кровавой вражды Монтекки и Капулетти.
Каждый музыкальные звук здесь наполняется танцем. Привлекает внимание и роль выдвинутого на первый план площадного театра. Элементы драмы del arte помогают воспринять мир города: суетного, полного сплетен и событийных домыслов. Сценическая организация обозначений места событий подкреплена исключительным конструктивистским видением архитектора (однако в данном случае художника-сценографа) Джаффара Чалаби, который спроектировал множество подвижных каркасов, создающих пространство каждого из действий. Сдержанность в форме и динамичность в функциональности: перемещения блоков декораций создают иллюзию заведенной детской шкатулки, которая перестраивает планку за планкой.
Массовые сцены на улицах Вероны стали одним из выдающихся достижений хореографа в этой постановке. Артисты танцуют босиком, свободно, по-итальянски бравурно, жизнерадостно и стремительно. В этом танце выражен истинный итальянский дух, беспечные уличные игры, открытая чувственность и темпераментность. Пластическое решение танца ассоциируется с быстрой итальянской речью, наполненной эмоциональными жестами. По словам Начо Дуато, его хореография даёт артистам возможность раскрепоститься.
Премьера спектакля состоялась 13 декабря 2012 года, спустя 4 года после постановки версии Олега Виноградова. Вся канва партитуры «Ромео и Джульетты» переведена Н. Дуато в жесты, в каждое па труппы — в этом его новаторство. Хореограф уже представлял классику отечественной балетной школы: спектакль «Спящая красавица» поразил зрителей Михайловского театра в декабре 2011 года. Новую же работу маэстро выделяет и особая естественность в образах, чего, по мнению Дуато, так не хватало в предыдущих постановках. В главной партии выступает эмоциональная Наталья Осипова. Невероятно одарённая танцовщица, кажется, как будто рождена для роли Джульетты. Балерина уже исполняла эту партию, но в других постановках балета, которые видели только зрители Лондона и Нью-Йорка.
Спектакль идёт 2 часа 30 минут, с антрактом.
Ещё больше спектаклей в Санкт-Петербурге смотрите у нас на сайте в театральном разделе.
Отзывы о балете «Ромео и Джульетта»