Именно Немецкий реквием принёс молодому Иоганнесу Брамсу славу выдающегося композитора. Вскоре после бременской премьеры в 1868 году этот шедевр исполнили швейцарские, английские и русские хоровые коллективы, он стал одним из любимейших произведений у немецких хоров.
Работа над сочинением началась после того, как ушла из жизни мать композитора. Брамс основывался не на традиционном латинском тексте в немецком переводе, а взял несколько библейских эпизодов, переведённых Лютером. В них акцент сделан не на религиозных догматах, а на близком и необходимом для каждого человека утешении. Уже после того, как состоялась премьера в Бремене, Брамс добавил в своё сочинение пронзительную 5-ю часть с сопрановым соло, повествующую о материнском утешении.
До того, как приступить к работе над Реквиемом, Брамс длительное время работал хормейстером, что позволило ему изучить хор изнутри. Интересно и оркестровое оформление произведения — например, в сумрачной I части отсутствует скрипичный тембр, а в нескольких эпизодах угадывается стилистика ораторий Генделя. Однако основная часть Реквиема создана в оригинальной манере, в этом Брамс наследует принцип, которого в своих духовных сочинениях придерживался Бетховен, — искренний посыл «от сердца к сердцу».
Дирижирует Юстус Франтц.
Отзывы о концерте «Брамс. Немецкий реквием»