Этот спектакль — преемственность поколений. Его режиссер — ученик Петра Наумовича Фоменко. Ему же, своему учителю, Карбаускис спектакль и посвятил. Кроме того, много лет назад здесь же, в Театре Маяковского, шел спектакль «Плоды просвещения» в постановке Фоменко, и некоторые артисты, которые были заняты в той постановке, играют теперь в премьерном спектакле. Вообще, спектакль Карбаускиса — один из самых населенных. В нем собраны все поколения артистов театра. Старое и новое объединились, дополнили друг друга, вошли в контакт. И оказалось, что можно строить театральное будущее с помощью театрального прошлого.
Пьеса «Плоды просвещения» была написана Львом Толстым для домашнего театра, но ей были суждены большие сцены, и первой среди таковых стала сцена Александринского театра. Со времен ее написания прошло много лет, но, кажется, ничего не изменилось… Богатый отставной поручик Звягинцев отказывается продать крестьянам землю по сходной цене. Ему хочется получить 32 тысячи взамен предлагаемых еле собранных четырех. Он и слушать ничего не желает, зато охотно интересуется всем, что касается спиритических сеансов. Горничная Таня берется помочь мужикам и подговаривает своего жениха устроить такой сеанс хозяину, чтобы внушить ему уверенность в предложении ходаков.
В спектакле Карбаускиса сохранен стиль костюма XIX века, а жанр комедии подчеркнут идеей сценографии: все герои на протяжении спектакля отражаются в зеркале, перед которым прихорашиваются, репетируют речи, поправляют одежду — словом, учатся притворяться.
Отзывы о спектакле «Плоды просвещения»