Оставаясь верным себе, Эйфман не пересказывает на сцене знаменитый сюжет из истории России — конфликт между Екатериной и её сыном Павлом, а с характерным для него психологизмом осмысляет и анализирует то, как власть рушит межличностные отношения и саму личность, превращая наделённого властью в полубезумного человека.
Судьба Павла, полная загадок и предзнаменований, напоминает судьбу Гамлета, да и при жизни его прозвали «Русским Гамлетом». Из ребёнка со светлым мировосприятием и блестяще образованного юноши он превратился в глубоко одинокого человека, одержимого галлюцинациями и манией преследования. Причиной этому послужили убийство отца и нелюбовь матери, которая боялась сына-наследника, слежка, интриги, страх и унижения, выпавшие на его долю.
Склонный к мистике, молодой Павел чувствовал скорую гибель и поэтому торопился занять место на троне, движимый желанием направить страну по прогрессивному пути. Однако он не нашёл понимания, молодого царевича ждал ужасный конец.
Герой балета — Павел во времена его восторженных честолюбивых мечтаний и крушений первых надежд, который пытается по-своему ответить на вечное «Быть или не быть?».
Отзывы о спектакле «Русский Гамлет»