В Главном штабе Эрмитажа экспонируется полотно Питера Пауля Рубенса «Воскресение Христа». Воскресение было одним из популярных сюжетов в эпоху Средневековья и Возрождения. К этой теме обращались Караваджо, Микеланджело, Рембрандт, Рубенс. Увидеть, как известный библейский эпизод раскрыл последний, можно на выставке из серии «Возрождённые шедевры».
Картина была написана в 1610–1611 годах. В Россию она попала благодаря Екатерине II, которая в 1794 году подарила полотно Александро-Невской лавре. После закрытия собора произведение было передано в Эрмитаж, где долгие годы ожидало реставрации.
Восстановительные работы заняли около трёх лет и потребовали труда восьми художников-реставраторов. Долгое время находившийся на валу холст был в плачевном состоянии. Тщательное исследование картины позволило определить, что творение относится к периоду пребывания Рубенса в Антверпене. В процессе реставрации стало понятно, что мастер полотно не завершил: некоторые детали остались недостаточно проработанными.
Предполагается, что масштабное произведение художник писал для алтаря Доминиканской церкви в Антверпене по заказу приора монастыря Михаэля Офовиуса. В какой-то момент настоятеля направили на службу в другой город, а его сменщик, возможно, имел своё представление о декоре храма. Он заказал Рубенсу картины меньших форматов, а «Воскресение Христа» так и не было закончено.
Специалисты, кроме того, выяснили, что холст был обрезан. О недостающем фрагменте можно судить по хранящемуся в одном из голландских музеев эскизу.
Отреставрированный шедевр демонстрируется впервые за 80 лет.
Отзывы о выставке «Питер Пауль Рубенс. "Воскресение Христа"»