Карьера Димы Горина
Это ведь был первый видеоклип «Пролетанго» — «Снег идет», песня из картины «Карьера Димы Горина», оттого очень волнительно об этом говорить. Сюжет, в общем, очевидный, для советского кинопрома даже обыденный: бумагомарака, обычный служащий, канцелярская, можно сказать, крыса, волей обстоятельств отправляется в тайгу и там находит любовь, смысл жизни и новый мир. Вроде бы и агитка о том, что надо поднимать регионы, развивать промышленность, строить страну. А с другой стороны — чем вам не история про нашего современника, менеджера высшего звена, которого водоворот страстей и интриг выбрасывает из опостылевшего быта навстречу пугающему неизведанному? Да это же «Духлесс», чистой воды. Только на полвека раньше.
Москва слезам не верит
Это образец советской утопии. Так не бывает, никогда не было, вряд ли будет, но нельзя отрицать, как это красиво. История о смелости, о пересмотре жизненных ценностей, гуманизме, в конце концов. Хотя, возможно, Меньшов слишком смело проехался по идеалам феминизма, сейчас его наверняка уличили бы в сексизме.
Приходите завтра
Задолго до голливудских байопиков, основанных на реальных событиях, даже задолго до «Танца-вспышки» в Советском Союзе сняли свою версию непростого пути из грязи в князи по маршруту творчества. Он ещё и автобиографичен: сценаристка Екатерина Савинова писала Фросю Бурлакову с себя. Наивный и мудрый фильм, лишний раз противопоставляющий провинциальную мудрость столичной поверхностности.
Верные друзья
Пожалуй, лучший фильм о дружбе. Каждый из нас хотел бы иметь таких друзей, с которыми спускается по Яузе-реке в поисках приключений, как в детстве, хоть и прошли десятки лет. И за спиной остаются возраст, регалии, работы, дела — это фильм о том, как быть ребенком в 40 лет, о том, что детская дружба — это святое и навсегда. И это ещё обращение к взрослеющей аудитории — даже из хулиганов вырастают выдающиеся академики, крупнейшие животноводы или хирурги.
Девчата
Образцовая агитка, удачная попытка замаскировать чудовищный труд стройотрядов на рубке леса под историю любви. Даже сейчас, когда смотришь «Девчат», кажется, что за любовью — хоть на край света, хоть с топором в руках, хоть в лютый мороз. Впрочем, верхи задумку то ли не одобрили, то ли не распознали: фильм получил комментарий «чересчур бытовая и мелковатая для советского экрана картина», что не помешало «Девчатам» стать лидером проката.
Весна на Заречной улице
Композитор Борис Мокроусов написал прекрасную, одну из самых трогательных и щемящих сквозных музыкальных тем в истории советского кинематографа, она проходит связующей нитью через весь фильм. Мелодия была написана не для фильма, а для спектакля о шахтерах «Макар Дубрава», который был довольно быстро снят с репертуара. А песню написал поэт Алексей Фатьянов. Петр Тодоровский, на «Весне» работавший оператором и заодно сыгравший партию этой песни на гитаре на записи, рассказывал, как Фатьянов переживал и не мог закончить песню, потому что «всё в песне есть — и любовь, и дружба, а вот профессии нет». Наконец он и эту строчку сумел найти — «Ту заводскую проходную, что в люди вывела меня». Фатьянов, кстати, пытался этот текст опубликовать в ежегоднике «День поэзии» и получил отказ: «мартеновские печи, заводская проходная, комсомольский райком не слишком-то сочетаются с детскими воспоминаниями лирического героя и его мыслями о любви». Ничего они не понимали, в этом «Дне поэзии».
Повесть о первой любви
«Отчего, почему» — одна из первых песен, записанных «Пролетарским танго», звучала она в старейшем фильме «Повесть о первой любви», незаслуженно забытом нашим телевидением — да и повесть Николая Сергеевича Атарова в школах не читают, а зря, немецкий славист и литературный критик Вольфганг Казак называл этот текст катализатором эпохи Возрождения русской литературы после смерти Сталина. Фильм таким прорывом не стал, а песня прекрасная, вот мы ее и вернули к жизни.
Доживем до понедельника
Нам вроде как рановато испытывать на себе кризис среднего возраста, но будь готов, пионер! Мы вообще сейчас находимся в возрасте где-то на границе между девятиклассниками и их учителями, по ощущениям. Но пока нам знакомы только переживания первых — драма Генки Шестопала, сочинение про то, что счастье — это когда тебя понимают, смазливые плохиши-одноклассники. Хотелось бы надеяться, что моральные дилеммы героя Тихонова обойдут нас стороной, но уже понятно, что дилеммы будут свои и решать их придется по-своему. Но до понедельника все доживут, вот в чем штука.
Комментарии к «8 любимых советских фильмов: выбор ВИА «Пролетарское танго»