Новости

Химическая атака: как петербурженки мстили бывшим до революции

Купоросное масло как орудие преступления впервые использовали в Париже в 1639 году, когда маркизу де Шуази прямо на улице облили кислотой. Сделали это пятеро мужчин, нанятых соперницей аристократки в любовной борьбе. Расправа над разлучницей выглядела впечатляюще и потянула за собой череду аналогичных случаев.

В обиход вошло даже особое слово для обозначения таких преступлений — витроль.

Преступление по-французски

В России серная кислота не сразу получила роковую славу. В середине XIX века к ней чаще прибегали не жертвы любви, а революционеры и бунтари. Так, в 1876 году в Киеве двое народников совершили покушение на своего товарища, которого заподозрили в работе на полицию. Николаю Гориновичу нанесли несколько ножевых ран, а лицо облили купоросным маслом, чтобы затруднить опознание. Несмотря на это, пострадавший выжил и даже женился на ухаживавшей за ним медсестре.

Николай Горинович с женой

В Харькове в 1906 году группа семинаристов ворвалась в кабинет к ректору и потребовала вернуть отчисленных товарищей. Когда тот отказался, на него плеснули кислотой.

И всё же на страницах газет и в полицейских сводках куда чаще фигурировали отвергнутые девушки.

Петербургская фам фаталь

Мстительниц за поруганную честь стали звать «фам фаталь», что в переводе с французского значит «роковая женщина». Одной из них стала Вера фон Вик, которая подстерегла соперницу на выходе из спиритического салона, облила кислотой, а потом ещё и набросилась с кулаками. Когда преступница удовлетворилась, то взяла извозчика и поехала сдаваться в полицию.

Фото: mirf.ru
Спиритический сеанс. Начало XX века

В участке девушка рассказала всю историю своей жизни. Генеральская дочь, рано оставшаяся без родителей, путалась с молодыми гвардейцами; часто её видели танцующей канкан в сомнительных компаниях. На путь истинный барышню вернул штабс-капитан Дмитрий Тумковский, в которого она влюбилась и надеялась выйти замуж.

У мужчины планы оказались не такими далекоидущими. Выяснилось, что он болен сифилисом и не горит желанием связывать себя узами брака. Бросив фон Вик, офицер закрутил роман с молодой купчихой.

Обманутая девушка пыталась покончить с собой, но вместо сердца прострелила лёгкое. Вылечившись, она с удвоенной энергией стала преследовать пару и закатывать скандалы, сообщала об измене мужу купчихи. Доведённая до крайности, фон Вик решилась облить разлучницу кислотой.

Террористки в сибирской ссылке
Несмотря на то, что у жертвы вытек глаз и оказалась изуродована половина лица, суд присяжных преступницу оправдал. Повторный суд состоялся через два года, и генеральскую дочь всё же отправили на каторгу.

Оружие массового поражения

От серной кислоты не всегда страдали только те, кому она предназначалась. Бывало, что жертва заслонялась и отмахивалась, и капли попадали на самого преступника. Но могло случиться и так, что доставалось посторонним людям.

Корреспондент «Петербургского листка» в 1911 году описывал события, произошедшие в Ораниенбауме. Компания молодых людей направлялась в церковь, когда на них бросилась девушка с флаконом серной кислоты. Она хотела поквитаться с бывшим возлюбленным, который шёл в центре группы. Ему на одежду попало лишь несколько капель, а вот четверо приятелей получили серьёзные ожоги и были госпитализированы.

Секрет популярности

К началу XX века серная кислота составляла основу химической промышленности и производилась в огромных объёмах. Она стоила дёшево, а купить пузырёк можно было в любой аптеке.

Фото: vk.com
Торговый зал первой женской аптеки. 1908 год
Вообще дореволюционные аптеки напоминают современные отделения «Почты России» — там продавалось примерно всё. Кроме непосредственно лекарств, которые делались самими провизорами, предлагали косметику, парфюмерию, мыло и то, что сегодня бы назвали бытовой химией. Продукты тоже встречались.

Александр Бенуа, художник:

«У меня в Петербурге была прекрасная афиша Стейнлена, изображавшая девочку в красном платье, которая на зависть двум кошкам попивает из чашки молоко. Эта афиша рекламировала стерилизованное молоко фирмы Венжанн. Запомнив это название, я был уверен, что в первой же аптеке мне это молоко и дадут... Не тут-то было. Я обежал все кварталы, спрашивая в трёх, четырёх, пяти аптеках, однако о таком молоке ничего даже не слыхали».

Фото: vk.com

Ещё больше интересных материалов о прошлом Петербурга ищите в нашем разделе.

Оставьте комментарий
Рекомендации