Призрак землекопа
Этому призраку принадлежит почётное звание самого первого потустороннего горожанина. Рассказывают, что при строительстве бастиона Петропавловской крепости один из рабочих свалился в воду и утонул.
Какой-то рыбак в начале XX века не оценил перформанс и бросил в привидение освящённой просвирой. С тех пор землекоп ведёт себя осмотрительнее и не является кому попало, так что шанс встретить его в наши дни минимален.
Ангел смерти
Не щадили призраки и российских императоров. Анна Иоанновна и Екатерина Вторая видели перед кончиной собственных двойников, но, скорее всего, это был Ангел смерти. Его появление предсказала одна из придворных шутих, указав, что призрак постоянно меняет обличье.
Анна Иоанновна встретилась с ним в тронном зале и вначале приняла за самозванку. Правительница приказала караулу стрелять. Пули не нанесли бесплотному существу никакого вреда, и тогда императрица поняла, что ей явилась сама смерть. Через несколько дней она умерла.
История повторилась с Екатериной Второй, но она, в отличие от предшественницы, сразу поняла что к чему и упала в обморок. Спустя двое суток царицы не стало.
Призрак Белой дамы
Белая дама не баловала своим явлением простой народ и показывалась исключительно членам царской семьи. Пожалуй, это был самый благовоспитанный призрак столицы, который не старался напугать и приходил с добрыми намерениями.
У дамы был разговор с Николаем Первым, правда, тот так перепугался, что ни слова не запомнил. Лучше подготовились ко встрече с привидением его преемники.
Кровавая богиня
В Египетском зале Эрмитажа есть статуя Сехмет — богини войны с телом женщины и головой львицы. Миф гласит, что однажды она разгневалась на род людской и решила его уничтожить. Другие боги сжалились над людьми и посоветовали разлить перед Сехмет красное вино. Разъярённое божество принялось его лакать, захмелело и заснуло, а наутро и думать забыло о прежних планах.
Отголоски этой египетской истории звучат в Петербурге.
Зеркало Дракулы
Добрался до Петербурга и артефакт, связанный с именем самого известного вампира. Хозяева особняка на Васильевском острове в начале XX века купили в Италии зеркало, которое якобы висело на стене усыпальницы графа Дракулы.
Дальше его историю сложно отследить. В 1917 году зеркало попало в дом культуры, но потом его вернули в особняк, где тогда находилась дирекция кожевенной фабрики. Её глава пропал. Вместе с ним исчез и один из рабочих. А что же зеркало? Его никто не видел, но говорят, что и сейчас оно находится в тайной комнате особняка.
Американский вампир
Хотите больше мистики и загадок, пусть и не связанных с Петербургом? Тогда вам стоит полистать мрачный комикс «Американский вампир» от американского издательства Vertigo, который в России выпускает издательство «Азбука». К созданию городских легенд приложил руку сам Стивен Кинг.
Использовать в литературных сюжетах старые мифы и легенды — отличный приём, но после столетий его применения сказать что-то принципиально новое становится всё сложнее. Гораздо проще дела обстоят с соседним направлением: мифологизацией истории. Этим тоже успешно занимаются с допотопных времен, но есть огромный плюс: история идет вперёд каждую секунду, а значит, становится неиссякаемым источником сюжетов. И раз уж такие сюжеты успешно существуют в любой области искусства, не миновали они и комиксы, причем в самых разных воплощениях: от участия супергероев в реальных войнах до художественно переосмысленных биографий когда-то живших людей.
Один из самых интересных вариантов — это микс из исторических событий, знаменитых легенд и буйного воображения авторов. Таким получился комикс «Американский вампир», созданный любопытным тандемом авторов: звездой на небосклоне комиксов Скоттом Снайдером и не нуждающимся в представлении Стивеном Кингом. Кстати, это не первое, но, вероятно, самое эффектное появление Кинга в мире комиксов. Вместе со Снайдером они начали воплощать идею «вампирского» взгляда на историю США. Главный герой комикса Скиннер Свит — первый американский вампир, обращённый своими европейскими «родственниками» еще в XIX веке. Когда-то он был одним из самых опасных бандитов Дикого Запада, а после вмешательства мертвенно-бледных джентльменов стал одним из сильнейших вампиров мира, а заодно и настоящей легендой.
Биография у мистера Свита очень насыщенная — но интереснее всего то, как тесно она переплетена с реальной историей. Под руководством Кинга и Снайдера мы вместе с героями проходим Гражданскую войну, искрящиеся 1920-е, Вторую мировую и другие перевернувшие мир события. И Свит с компанией всегда оказывает влияние на ход этих событий — иногда косвенно, иногда напрямую. Он может сражаться на чьей-то стороне, но на самом деле всегда сражается только за себя — такое уж он существо. И попутно американский вампир раскрывает секреты, которые привели бы в экстаз конспирологов: да, тайные сообщества вершат судьбы мира; да, у каждого славного периода в истории есть сторона, которую люди предпочли забыть. А конспирологическим теориям всегда есть место в сонме городских легенд: в конце концов, в каждом уважающем себя большом городе должны быть масонские здания, тайные лаборатории и другие диковинки.
Комментарии к «Городские легенды. Петербург»