Дом на Счастливой улице
В домах собственников квартир жильё продавалось, как в современных новостройках. В Петербурге существовало около десятка товариществ, которые возводили дома по принципу долевого участия. Каждый, кто желал купить квартиру, вступал в кооператив, платил первый взнос (около трети от стоимости жилья) и постепенно выплачивал остаток под 7 % годовых. Квадратные метры приобретали на этапе котлована, что в те годы казалось крайне рискованной затеей.
Первый дом нового типа построили в Автово на Счастливой улице (по одной из версий, её название отражает эмоции новосёлов). Для рабочей окраины это действительно было очень современное жилище. Инженер Леонид Питкянен часто бывал там в детстве и вспоминал:
Дом не сохранился, как и сама Счастливая улица. Она была уничтожена в годы Гражданской войны.
Самоуправление жильцов
Если в доходном доме все бытовые вопросы решал домовладелец, то в кооперативном — жильцы. Каждый собственник вносил в общую копилку определённую сумму. С этих денег платили налоги на имущество, нанимали прислугу, оплачивали коммунальные услуги — электричество, водоснабжение и отопление, телефонную связь.
Ещё одним новшеством была центральная система пылеудаления, которой могли похвастаться считанные здания столицы. Одним из них был дом на Карповке, 19, принадлежавший Второму Петербургскому товариществу для устройства постоянных квартир. Пылесосная станция находилась в подвале, вверх от неё шёл стояк, который соединялся со специальными отверстиями в стенах квартир. Чтобы начать уборку, следовало подсоединить шланг пылесоса к этой «розетке».
Августа Даманская, писательница:
«Жильцы этого дома пользовались комфортом, каким лишь в самые последние годы архитекторы стали снабжать дома в Париже и других европейских городах. Дом […] 25 лет тому назад был современнее, гигиеничнее и удобнее новейших европейских столичных домов, которые зазывают жильцов приманкой „комфорт модерн“».
До начала Первой мировой войны в Петербурге построили около 20 кооперативных домов. В них селились люди среднего и высокого достатка: университетские профессора, врачи и адвокаты, представители творческих профессий. Многие не успели даже до конца расплатиться за жильё: после революции квартиры национализировали и превратили в коммуналки. Предъявить претензии банки не могли, потому что их национализировали ещё раньше.
Комментарии к «Первые дольщики дореволюционного Петербурга»