Ледяные горки: простонародное развлечение, которое нравилось всем
Ледяные горки были, пожалуй, самым популярным аттракционом в Северной столице. Повелось это ещё с Петра Первого, который любил ездить в Дудергоф и устраивать катания с Вороньей горы. Его дочь Елизавета была частой гостьей гуляний на льду Невы.
Горки устанавливали недалеко от Университетской набережной.
Таких гор было, как правило, две. Их ставили таким образом, чтобы гуляющие могли съехать с одной и сразу же пойти кататься на другую.
Аттракцион украшали ёлками, флагами, фонарями и даже деревянной скульптурой.
Иностранцев русские катания приводили в восторг.
Теофиль Готье, писатель:
«Бесстрашные люди кидаются головой вниз, лёжа на санях на животе или в любой другой, случайной на первый взгляд, но безопасной в действительности позе. Здесь люди очень ловки в этом в высшей степени национальном развлечении. Оно им знакомо с детства. Они находят удовольствие в крайней скорости, развиваемой на сильном морозе».
За день с двух гор на Неве скатывались до 7 000 человек. Аттракцион был очень выгодным. Купец Елисеев, не стесняясь, заявлял, что каждые три года горки приносят ему новый доходный дом.
Экстрим по-дореволюционному
В самом широком месте Невы, напротив стрелки Васильевского острова, проводились скачки за императорский приз. Расчищалась площадка, дорожки обозначали деревянными оградами или верёвками на колышках, вбитых лёд. Для публики возводили трибуны.
Теофиль Готье был свидетелем такого случая: на скачках среди зрителей был владимирский мужик, который приехал в столицу с возом дров и мороженого мяса. В упряжке стояли три косматые грязные лошадки. И вдруг крестьянин вышел на старт вместе с холёными тройками. Его лошади обошли всех чистокровных рысаков больше, чем на минуту, а хозяин как будто и не удивился. Он забрал приз, гордо отказался от всех денег, что предлагали за удивительных коней, и вернулся к себе во Владимир.
Северная экзотика
Петербуржцев в XIX веке не удивляли северные олени в городе. О том, что в столицу на зимовку приехали самоеды, писали даже в прессе. Например, в «Санкт-Петербургских ведомостях» в 1865 году было такое объявление:
Катание публики на оленях было для самоедов сезонным промыслом. Любопытствующим показывали и внутреннее убранство чума — разумеется, за отдельную плату.
Каток для избранных
Вся Нева зимой — это готовый каток, где при желании можно покататься. Но на невском льду устраивали одну особенную площадку, куда допускались только сливки общества. Это был Английский каток напротив одноимённой набережной. Только его без ущерба для репутации могли посещать великосветские дамы, и то лишь по рекомендации двух членов совета Английского общества.
Сюда приходили в лучших нарядах, завязывали полезные знакомства, вели непринуждённые беседы. Обстановка располагала: на катке, словно в опере, была царская ложа, а с набережной Невы на лёд вела крытая галерея.
Английский каток существовал до 1874 года.
Продолжение читайте в следующей части, а пока ознакомьтесь с другими текстами для влюблённых в Петербург.
В первых частях наших зимних текстов читайте о жизни петербуржцев без холодильника и ледовом трамвае.
Реклама. Общество с ограниченной ответственностью «Т2 Мобайл». ИНН 7743895280.