Впервые о духах и медиумах заговорили в Америке. В 1848 году в газетах написали о сёстрах Кейт, Лиа и Маргарет Фокс из Нью-Йорка, которым удалось пообщаться с давно умершим торговцем. Повторить их опыт захотели тысячи американцев.
Мода сразу же захватила Европу, а затем и Россию. Уже в начале 50-х годов в петербургских салонах призывали духов Пушкина и Брюллова. Главными адептами мистического учения стали публицист Александр Аксаков, зоолог Николай Вагнер и химик Александр Бутлеров. Они много сделали для популяризации спиритизма в столице: публиковали статьи в прессе, устраивали сеансы, куда могли попасть все желающие, привозили известных зарубежных медиумов.
Гастроли медиумов
В 1858 году в Россию пригласили известного шотландского мистика и медиума Дэниела Юма, который якобы умел левитировать и перемещать предметы силой мысли. Во дворце в Петергофе он провёл три спиритических сеанса для Александра Второго, просившего призвать дух покойного отца. Как раз в это время царь работал над реформой об отмене крепостного права и надеялся получить совет.
По свидетельствам современников, ничего вразумительного император так и не услышал. Но само действо его увлекло.
Анна Тютчева, фрейлина Высочайшего двора:
«Государь говорит, что он видел пальцы руки, прозрачные и светящиеся. Ливен утверждает, что прикосновение их — нечто среднее между материальным прикосновением и лёгким ударом электрического тока».
Как проходил спиритический сеанс
Залогом хорошего вечера был приглашённый медиум, но многие справлялись своими силами. Сеанс обязательно устраивали ночью или хотя бы поздним вечером. В тёмной комнате собиралась компания до десяти человек, все рассаживались вокруг стола. Непременными атрибутами были спиритический круг, свечи и блюдце. Участники клали руки на тарелку, смыкая кончики пальцев и замыкая цепь.
Духи, как ни странно, соблюдали субординацию и являлись к медиумам примерно равного им статуса. В «Петербургской газете» от 22 июня 1910 года описывается сеанс, который провёл столяр. По выражению корреспондента, вызванный призрак творил то, что никогда бы не позволил себе благовоспитанный покойник.
В таких случаях сеанс сворачивали, а самые впечатлительные падали в обмороки или разбегались с криками. С более смирными духами беседа могла длиться до трёх часов.
Ловкость рук и виртуозные плевки
Среди петербургской публики оставались скептики, которые с большим недоверием относились к потустороннему миру, а медиумов считали шарлатанами. В их числе был Дмитрий Менделеев. Он хотел доказать, что медиумизм — обман, никаких духов нет, а есть только подготовленные трюки. Для этой цели учёный созвал комиссию, куда вошли и трое его идеологических противников — Аксаков, Бутлеров и Вагнер. Они пригласили прославленных британских медиумов — Уильяма и Джозефа Петти — и предложили проверить их способности. Гости настояли, чтобы всё проходило в полной темноте.
Духи, которых вызывал Уильям Петти, проявляли себя влажными следами. Для эксперимента медиума усадили перед листом бумаги, ещё один повесили над головой. Через несколько минут они и впрямь стали мокрыми. Комиссия не впечатлилась и провела анализ жидкости. Выяснилось, что это слюна. Вывод был однозначен: медиум умеет бесшумно и метко плеваться.
Менделеев ликовал, что теперь-то спиритизм как рукой снимет. Но развенчание мифов только сделало рекламу и привлекло свежую публику, которая до этого особо не интересовалась миром мистического.
«Столоверчение», как называли спиритические сеансы, благополучно просуществовало до революции. И только когда к власти пришли большевики, враждебно настроенные ко всему непонятному, движение понемногу сошло на нет.
Комментарии к «Спиритизм: любимое развлечение аристократов дореволюционного Петербурга»