Так вышло, что до Петра Первого полиции как таковой не существовало, да и при нём она возникла не сразу. Поначалу покой столицы охраняли две канцелярии — Адмиралтейская и Городовая. Первая следила за нарушениями на флоте, вторая — за тем, что происходило на суше. На улицах дежурили народные дружины, но до дебоширов и воров им не было дела. В их обязанности входило только не допускать пожаров.
Первым генерал-полицмейстером столицы стал Антон Девиер — иностранец по происхождению, денщик и один из главных приближённых царя.
Круг обязанностей нового ведомства был чрезвычайно разнообразен. Наряду с такими привычными задачами, как поимка преступников и борьба с беспорядками, ставились и весьма экзотические.
Например, именно полицейские должны были следить, чтобы народ не обвешивали на рынках и не продавали порченый товар. Нищих, которые им попадались, предписывало допрашивать и при необходимости находить им работу.
Порядок в городе понимался в самом широком смысле. Полиция проверяла крепость берегов рек (жизненно важный вопрос для Петербурга того времени), мела тротуары и мостила набережные. Контролировала, чтобы дома не выбивались из общей линии, чтобы улицы и переулки были ровными. Функции народных дружин, которые дежурили на случай пожаров, тоже возложили на полицию.
Такое разнообразие задач давало большой простор для злоупотреблений, тем более что зарплаты в ведомстве были маленькие. Редко кто разбирался в новых законах, чем полицейские беззастенчиво пользовались: брали штрафы за придуманные нарушения, вымогали взятки, покрывали бордели и игорные дома. Обычным делом для них были пьянство и драки.
Одно имя Антона Девиера держало в страхе весь город. Были тут и свои плюсы: преступности на улицах Петербурга всё-таки стало меньше.
Читайте и другие наши тексты о маргинальном прошлом Петербурга: