Подтвердите ваш email, чтобы активировать аккаунт.
Выбор редакции

Таким вы город ещё не видели: зачем идти на выставку «Романтика Петербурга 1940—1980-х годов»

«Росфото» готовится к открытию выставки фотографа Ильи Наровлянского «Романтика Петербурга 1940—1980-х годов». Мы поговорили с куратором проекта — искусствоведом Сергеем Шитовым — и узнали, чем интересно творчество мастера и почему вам стоит познакомиться с экспозицией.

400

В 2021 году исполнилось 100 лет со дня рождения Ильи Наровлянского — замечательного советского фотографа, который появился на свет в Петрограде, как профессионал сложился в Ленинграде, а жизненный путь завершил в Петербурге. Искусствовед Сергей Шитов рассказывает о стиле мастера и его ключевых работах. А ещё — объясняет, почему большинство из нас не слышали это имя.

Как вышло, что творчество Ильи Наровлянского мало знакомо публике?

Илья Наровлянский закончил активную профессиональную деятельность в 1991 году, на сломе советской эпохи, когда были разорваны привычные устоявшиеся связи в обществе. Он продолжил вести активную деятельность в качестве почётного председателя фотосекции петербургского отделения Союза журналистов, но интерес к советской фотографии в то время снижался.

Почти не было публикаций, не было выставок. В 1995 году Владимир Никитин в журнале «Субъектив» опубликовал аналитическую статью «Петербург в фотографиях Ильи Наровлянского», ставшую данью признания таланта петербургского мастера. Это была последняя статья, посвящённая автору при его жизни. Умер Илья Авраамович Наровлянский в 2000 году.

В чём особенность стиля фотохудожника? Что отличало его от коллег-современников?

В представленных на выставке работах Ильи Наровлянского проявляются художественные приёмы, характерные для живописи и графики. Живописность фотографий выражается в том, как автор обращается со светом, создавая изображения, в которых ощущаются объём и глубина. Можно говорить о «тенебризме Наровлянского»

Тенебризм (от итальянского tenebre — «тьма») — живописная техника и тип композиции, в основе которой лежит работа со светотенью.

Автор работает с прямым, густым светом, моделирующим объёмы и производящим контрастные эффекты на фоне неосвещённых участков. Объёмы у Ильи Наровлянского часто выделяются светом, вырастая из окружающей темноты. В этой манере сделаны многие фотографии — например, «Аврора», «Старый квартал Санкт-Петербурга», «Подъезд Нового Эрмитажа», «Салют», два снимка «Без названия» 1950-х годов.

Часть работ Ильи Наровлянского, напротив, напоминает графику, для которой в качестве основных выразительных средств используются свойства изобразительной поверхности и тональные отношения линий и пятен.

Графичность свойственна фотографии по природе: будучи печатным искусством, фотография может опираться на качества белого листа, на который наносится фотоизображение, для создания особого визуального эффекта. Наровлянский осознанно применяет это свойство фотографии в своём творчестве.

Некоторые работы выполнены автором в «высоком ключе». Для фотографий, сделанных в этой манере, характерно, что самые тёмные участки не выходят за границы второй ступени светло-серого семиступенчатой шкалы плотностей или стремятся оставаться в этих рамках. К таким фотографиям прежде всего относятся «Петербургский модерн» и «Сфинкс зимой».

Остальные графические работы высоко контрастны, светло-серый в этих фотографиях почти совпадает с тоном самой фотобумаги. В графике огромное значение имеет фон (или пространство) и рабочая поверхность, в качестве которой, как правило, выступает бумага.

Что касается цвета, то он в графике играет второстепенную роль; используется в основном чёрный или другой контрастный по отношению к фону цвет.

Автор мастерски создаёт свои фотографии, используя этот приём. Можно выделить такие работы, как «Пискарёвское мемориальное кладбище», «Ростральные колонны», «Памятник Александру Суворову».

Работы Ильи Наровлянского обладают особой повествовательностью. Каждое произведение стремится быть самодостаточным, подобно тому, как самодостаточны произведения живописи и, во многих случаях, графики.

Неслучайно Илья Наровлянский обращается к языкам тех видов искусства, где значимость отдельного произведения гораздо выше, чем в фотографии. В пространстве каждой фотографии конструируется художественный мир, в котором разворачивается авторский рассказ о таинственной, медленной жизни города.

Владимир Никитин, историк фотографии:

«Город фотографа — это город типичных его состояний. Типичных, но не обыденных. Яркое солнце или проливной дождь — это не типичная, хотя и довольно частая погода для города. Полутона — вот привилегия питерского климата: полутона атмосферных состояний — лёгкий туман, моросивший дождичек, изморозь, неяркое рассветное солнце, сменяющееся грустным пасмурным днем, слякоть или внезапный снегопад мгновенно изменяют привычный облик города. Выступивший после внезапной оттепели иней на граните, капли утрен­ней влаги на мостовых — вот что нарушает обыденность состояний и привлекает фотографа».

Что ещё снимал Наровлянский помимо города на Неве?

Можно со всей определенностью говорить об универсальности Наровлянского-фотографа. Он одинаково хорошо снимает турбины и керамику, делает репродукции и портреты. В его активе не только сотни успешно выполненных заказов, но и десятки проиллюстрированных и снятых им книг и альбомов, среди которых есть и истинные произведения книжного искусства, такие, например, как «Поэма о дереве».

Экспозиция начнёт работу 12 апреля. К выставке выпустят набор открыток Ильи Наровлянского, который можно будет приобрести при посещении музея в книжном магазине.
Необычные экскурсии в Санкт-Петербурге от местных жителей. 18+
Реклама. Tripster Limited/Трипстер Лимитед. ИНН 9909537328.
Подробнее

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+


Опубликовано ID37928

Комментарии к «Таким вы город ещё не видели: зачем идти на выставку «Романтика Петербурга 1940—1980-х годов»

Рекомендации

Рассылки от KudaGo

Будь в курсе самого интересного в
Выберите рассылку:

Подписка оформлена

Спасибо!
.

Рейтинг страницы 0 из 5 (0)

Пожалуйста, оцените эту страницу

Оцените страницу

Отправляя данную форму, вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Спасибо!