Подтвердите ваш email, чтобы активировать аккаунт.

Вообще огонь: как в Петербурге тушили пожары до революции

В 2023 году петербургская пожарная охрана отмечает 220-летие. Немногие знают, что именно в Северной столице был основан первый в России университет пожарно-технического профиля. Здесь же было положено начало пожарно-прикладному спорту, зародились службы, которые и сегодня помогают бороться с огнём. Рассказываем самое интересное об истории пожарной охраны в дореволюционном Петербурге.

178
Фото: letsgophotos.ru

Сами себе пожарные

Санкт-Петербург не сразу был каменным. В начале его существования было немало деревянных строений, которые сгорали на раз-два, да и каменные дома затем не гарантировали полную безопасность. Среди самых крупных историки называют пожары в Гостином дворе в 1710 году, на Васильевском острова в 1723-м, на территории между Мойкой и Невой в 1730-х годах. Изначально охранять строения от огня должны были сами горожане, включая священнослужителей, и лишь особо знатных людей освобождали от этой повинности. Пётр I её не гнушался и сам порой участвовал в тушении.

Фото: pinterest.com
«...для пожаров иметь: ведра, топоры, войлочные щиты, деревянные трубы, а в некоторых сборных местах крюки и парусы и большие водоливные трубы, и чтоб караульщики по ночам ходили по улицам с трещотками, как обычно в других странах», — предписывал император. Он также строго запрещал топить печи и чистить печные трубы летом.

В 1711-м были созданы регулярные полки, которых Пётр I стал тоже привлекать к тушению пожаров. Затем, в течение нескольких десятилетий, появились и постоянные команды борцов с огнём, но работали они только в Адмиралтействе и при царском дворе, а тушением в остальных строениях занимались брандмейстеры, которые были в составе полицейских учреждений.

И хотя Екатерина II в конце XVIII столетия ввела такую должность, как брандмайор, и посвятила пожарной безопасности целый раздел в городском уставе, город часто и сильно страдал от огня. Петербургу попросту не хватало профессиональных пожарных.

Особая команда

Ситуация изменилась при Александре I. Именно он в 1803 году освободил обычных петербуржцев от необходимости тушить пожары и стоять на страже, но при этом велел создать «особую команду из солдат», в которую должно было войти около 1600 человек. Набрать такое количество сразу не удалось, поэтому поначалу численность команды составила немногим более 780 солдат. Они служили в 11 частях — нескольких Адмиралтейских, Каретной, Литейной, Васильевской и других. Со временем количество этих частей росло. У каждой был свои сигнальный флаг и лошади определённой масти.

Поначалу оборудование у пожарных было довольно скромное: всё те же вёдра, багры и колокола, а к месту возгорания подъезжали на телегах и прочих гужевых повозках. Но уровень оснащения рос, тем более что для тушения пожаров более высоких домов требовалось новое оснащение. Так появилась механическая лестница, с помощью которой можно было подниматься на высоту до 17 метров. Затем были созданы пожарное депо и специальные мастерские, где производили оборудование и комплектовали пожарные обозы.

Тогда же появились и пожарные каланчи. У Самуила Маршака есть стихотворение «Пожар» с такими строками:

И два шара,

И три шара

Взвивались вверх, бывало.

И вот с пожарного двора

Команда выезжала.

В дневное время сигналами о возгорании служили как раз эти шары, а ночью использовались фонари. Как только команда получала сигнал, пожарные быстро садились на свои повозки (для каждого в них предназначались свои места), надевали уже по ходу спецодежду и как можно быстрее неслись по городу.

Основной состав везли четыре лошади, за ним следовал состав, включающий бочку с водой, насос и рукава, а после них шли багры, лестницы и различные инструменты. Замыкала это всё докторская карета.

Если пожары были очень крупными и серьёзными, тушением руководил бранд-майор, а в некоторых случаях на место происшествия выезжал обер-полицмейстер Петербурга, которому подчинялись все пожарные.

Фото: glav.su

Служба не для всякого

Стоит ли говорить, что работать в пожарной службе было крайне тяжело. Смена могла длиться до 14 часов, а количество выходных в месяц не превышало трёх — тут уж как брандмейстер решит. Поначалу пожарным даже не разрешалось снимать сапоги во время сна, а любой проступок грозил телесными наказаниями. Ни книг, ни газет, ни, тем более, увеселительных мероприятий, разве что богослужения — таковы были правила. Они изменились только через несколько лет после революции и включали уже и ограниченные смены, и оплачиваемые отпуска, и страхование, и пенсионные выплаты. Кроме того, пожарных стали обучать грамоте, проводить им лекции и беседы.

Фото: citywalls.ru

Надо отметить, что кроме борьбы с огнём приходилось помогать в других чрезвычайных ситуациях, начиная от разрушения зданий и наводнений и заканчивая отловом бездомных собак. Пожарных просили помогать во время сильных эпидемий и привлекали к работам по организации освещения городских улиц.

Одновременно с этим зарождались дружины добровольцев, которые были столь необходимы окраинам Петербурга. Это потребовало обучения специалистов, и в начале XX века в городе на Неве открылись специальные курсы, где учили на пожарных техников. Сегодня подготовкой огнеборцев занимается университет государственной противопожарной службы МЧС России.

Ни дыма, ни огня

Петербург был очень во многом на шаг впереди других российских городов, это коснулось и пожарной охраны. Например, ещё в 1858-м начал работать военно-полицейский телеграф, с помощью которого извещали о возгораниях.

И хотя по-прежнему дозорный высматривал пожары с каланчи, телеграфные станции позволяли быстро связаться канцелярии бранд-майора и полиции. В 1898-м телеграф заменили телефоны, они появились во всех пожарных частях.

В начале прошлого столетия Александро-Невская часть получила первый автомобиль на 10 человек. По сравнению с лошадьми он доезжал до места в разы быстрее. Пожарные лестницы стали уже 20-метровыми, а численность специалистов постоянно росла.

Важнейшим нововведением стала организация водозащитной, химической, газодымозащитной служб: если раньше пожарные спасались от угарного газа и дыма мокрой тряпкой у носа и рта, то теперь они получили куда более надёжные средства. Но самое главное: росла численность специалистов, причём это были уже не отставные солдаты, а вольнонаёмные сотрудники.

Фото: mchs.gov.ru

Пётр I бы гордился, если бы мог прочесть хвалы журналистов в 1903 году: «Санкт-Петербургская пожарная команда считается не только лучшей в России, но занимает выдающееся положение и заграницею, где специальная периодическая печать посвящает ее описанию целые столбцы. Умелый подбор людей, их неустрашимость и молодецкая работа на пожарах, строгая дисциплина, отличное содержание лошадей и обоза заставляют обращать на себя внимание всех знатоков пожарного дела».

Читайте и другие материалы о жизни дореволюционного города в нашем разделе «Влюблённым в Петербург»

Лучшие подборки от редакции KudaGo

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+


Опубликовано ID45138

Комментарии к «Вообще огонь: как в Петербурге тушили пожары до революции»

Рекомендации

Рассылки от KudaGo

Будь в курсе самого интересного в
Выберите рассылку:

Подписка оформлена

Спасибо!

Рейтинг страницы 4 из 5 (70)

Пожалуйста, оцените эту страницу

Оцените страницу

Отправляя данную форму, вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Спасибо!