Древнегреческая роскошь
Некоторые сравнивали Piccadilly с древнегреческим храмом. Действительно: колонны, статуи и барельефы производили на петербуржцев впечатление, ведь обычно кинотеатры не отличались богатым убранством. Однако купец Юрий Яблонский задумал его именно таким: он купил участок на Невском проспекте и вложил в строительство около 200 000 рублей. В качестве архитектора был приглашён Николай Котович — он занимался проектировкой театров, поэтому и Piccadilly обрёл некоторые театральные черты.
Piccadilly — название знаменитой большой и богатой улицы в Лондоне, и кинотеатр должен был соответствовать статусу. Яблонский не пожалел денег: зал с роскошной отделкой вмещал 800 зрителей, экран был большим, а аппаратура, подсветка и система вентиляции — самыми современными.
Знаковые имена
«27 декабря состоится открытие „Пикадилли“ — против Аничкового дворца, первого в России по удобству, роскоши отделки синематеатра. Сеансы с 1 часа дня до 11 с половиной часов вечера. 800 мест, цены от 35 копеек до 1 рубля, ложи 3 и 5 рублей. Снимать верхнее платье необязательно», — гласили анонсы в петербургских газетах.
Для того времени стоимость билета в пять рублей считалась немаленькой, но публика раскупала и эти места. Первое время в Piccadilly можно было посмотреть только один фильм под названием «Бездна женской души», но ни в одном кинотеатре его больше не показывали.
Некоторое время спустя в афише стали появляться и другие картины, которые крутили под музыкальное сопровождение.
В начале 1920-х в Piccadilly работал тапёром (исполнителем музыки во время немых фильмов) Дмитрий Шостакович, примерно тогда же там выступал целый симфонический оркестр, а чуть позже пела Клавдия Шульженко.
Кинотеатр тесно связан с её одним известным именем: сюда частенько приходил писатель Набоков. Об этом он даже упомянул в автобиографическом романе «Другие берега».
И крейсер, и кинотеатр
На смену названия Piccadilly, которое ассоциировалось с роскошью, в 1930-е пришло другое. Считается, что зрители сами попросили об этом: мол, чуждо простому рабочему человеку всё это заморское. Так и переименовали его в «Аврору». Да, это та самая «Аврора», что по-прежнему работает как кинотеатр. До Великой Отечественной войны её ещё расширили, завезли оборудование для показов звукового кино, а самым, пожалуй, впечатляющим стал концертный зал с античными фигурами.
После войны кинотеатры как никогда пользовались популярностью, и «Аврора» считалась одним из лучших. Здесь можно было посмотреть не только самые известные картины советских режиссёров, но и голливудские хиты.
Под конец 1980-х «Аврора» начала принимать кинофестивали, организовывать дни зарубежного кино. В 1990-х, несмотря на сложные времена, кинотеатр не закрылся: в прокат выходили отечественные фильмы, в том числе премьеры большинства режиссёров из Петербурга (Германа, Балабанова, Овчарова, Сокурова, Рогожкина).
«Аврора» и сегодня остаётся уникальной площадкой, которая сохранила исторический облик, столь подходящий для центра Петербурга. Помимо обычных показов здесь проходят авторские вечера и встречи с известными представителями кинокультуры, спецпоказы и киномарафоны.
О самом первом кинотеатре в Санкт-Петербурге и России читайте в предыдущей части. Ещё больше интересных материалов можно найти в разделе «Влюблённым в Петербург».
Комментарии к «Все ходили Piccadilly. История старинного кинотеатра в Петербурге, который работает и сейчас»