Амбиции фон Штиглица
К середине XIX века строительство железных дорог было, пожалуй, самым приоритетным направлением транспортной отрасли. Большой вклад в качестве изыскателя средств вносил банкир и меценат барон Александр фон Штиглиц, и в 1854 году он задумал построить ещё один железнодорожный путь из Петербурга — в Петергоф. Во-первых, там была императорская резиденция, а во-вторых, на западном направлении располагалось немало дач.
Фон Штиглиц подал соответствующее прошение управляющему путей сообщения и вызвался выделить аж два миллиона рублей серебром. Строительство началось в 1856-м и продолжалось всего год. Первый поезд, который отправился по новой железной дороге, состоял из 14 вагонов, куда вместилось около 300 пассажиров. От Петербурга до конечной станции они проехали за один час и десять минут.
Александр фон Штиглиц сам выбирал архитектора для создания проекта станционных зданий и вокзала в Петергофе и остановился на Николае Бенуа. Перед ним стояла задача построить нечто особенное, при этом технически идеальное.
По некоторым сведениям, архитектор изначально задумывал куда более роскошное здание, чем получилось в итоге, но ему не разрешили.
Эффект удался
То, что получилось, поражало всех прибывающих в Петергоф. «Это изящное здание открывается взору пассажиров во всем блеске. Над готической колоннадою возвышается на 16 сажен прекрасная башня, которая довершает впечатление. Особы, бывшие на всех железных дорогах Европы, утверждают, что нигде не видели станции, построенной с таким вкусом и эффектом», — писали журналисты «Северной пчелы».
Доминантой строения стала центральная башня с тонкими шпилями, ажурными элементами, капителями и узкими окнами. По сторонам от неё расположились арки для прохода поездов, а над ними — изящные лоджии, дополненные колоннадой.
Здание украсил и фамильный герб фон Штиглица. Рядом со сказочной башней архитектор построил здания в два этажа, предназначенные для царской семьи и приближённых, работников железной дороги и пассажиров, а также для концертов и других культурных событий. За резные детали декора отвечал скульптор Денеис — никто, кроме него, в Петербурге больше не специализировался на готике.
Бенуа лично контролировал каждую деталь, но не все его задумки воплотились в жизнь. Оконные и дверные переплёты в готическом стиле планировалось сделать из чугуна, но его заменили деревом. Кроме того, прекрасных шпилей оказалось меньше, чем в проекте: на них просто-напросто отказались выделить средства.
Сначала вокзал был тупиковым, и арки закрывали воротами, но в 1864 году железную ветку продлили до Ораниенбаума. Как вокзал здание функционировало долго, до 2010 года, а теперь на станции «Новый Петергоф» установлены новые пассажирские павильоны. Однако красивейшее неоготическое здание осталось и достойно считаться одной из достопримечательностей Петрдворцового района.
Идеален для кино
Казалось бы, сам готический стиль обязывает вокзал «Новый Петергоф» хранить какую-нибудь таинственную историю о призраках. Но ничего такого не нашлось, хотя один крайне неприятный факт в биографии станции всё же есть. 13 августа 1906 года на вокзале прямо на глазах жены, дочери и пассажиров был убит генерал-майор Георгий Мин, который участвовал в подавлении московских мятежей и февральской революции 1905-го. Стреляла в него представитель партии эсеров Зинаида Коноплянникова, объяснив это тем, что Мин сам убивал невинных людей. Коноплянникову задержали, а затем приговорили к смертной казни.
Гораздо больше вокзал прославился в кино. Оно и понятно: какой режиссёр пропустит такую архитектуру! Здесь снимали «Кортик», «Гардемарины 4», «Ключи от спальни», «Батальон», «Край», «Хроники российской революции», «Матильда Кшесинская», «Шифр».
Читайте самое интересное и необычное о прошлом Северной столицы в спецразделе «Влюблённым в Петербург».
Ранее мы писали про Витебский, Московский, Варшавский и Финляндский вокзалы.
Комментарии к «Замок без короля: история вокзала «Новый Петергоф»