В 1929 году был объявлен конкурс на постановку балета о современной жизни. После утверждения сценария у Дмитрия Шостаковича было всего несколько месяцев для написания музыки. Он создал около 40 номеров в разных стилях, включающих акробатику, пантомиму и танцевальные пародии, и в начале 1930 года партитура была отдана в Мариинский (Кировский) театр.
Балет «Золотой век» должен был отражать тему классовой борьбы. Молодой рыбак Борис влюбляется в танцовщицу Риту, выступающую в нэпменовском ресторане «Золотой век». В ресторане часто собираются уголовники вместе с главарем банды Яшкой. В финале Борис «отбивает» Риту у Яшки, и она, уйдя из ресторана, начинает жить по-новому.
В музыкальном отношении балет должен был отразить два противоположных мира — буржуазный и рабочий, при этом буржуазный мир нужно было показать в гротеске. Его атмосфера создавалась стилизацией западноевропейской музыки, а атмосфера второго — танцами, символизирующими здоровье и движение вперед. «Ополитизированный спектакль» сегодня смотрится как столкновение контрастов в музыкальном, танцевальном и визуальном отношении, каждый из которых представляет особый интерес.
Отзывы о балете «Золотой век»