Свою новую работу на сцене «Ленкома» представляет мастер эпатажа Константин Богомолов, которого пригласил худрук театра Марк Захаров. В основу постановки легли мотивы трагической поэмы А. С. Пушкина. По этому произведению М. П. Мусоргский написал одноимённую оперу, а теперь есть возможность увидеть произведение в виде драматического спектакля.
Личность Бориса Годунова во все времена интересовала историков, писателей, художников, режиссёров. Царь, известный своим нелёгким характером, пережил тяжелейшие испытания, вызванные как сложной политической и общественной обстановкой того времени, названного Смутой, так и внутренними, психологическими противоречиями и диссонансами. Та эпоха стала тяжёлым испытанием и для всего русского народа, на который обрушились трагические события.
Но у Богомолова действие перенесено в наши дни. И хотя пушкинский текст ни на йоту не изменён, бояре здесь одеты в пиджаки и галстуки, а за спиной Годунова — кадры с московскими улицами, снятые во время последней инаугурации нынешнего президента. Режиссёр использовал все свои фирменные приёмы: видеосъёмка во время спектакля и трансляция отснятых кадров на экран, минималистическая сценография, перенос действия в современность-безвременность, неожиданный выбор музыки.
Фантазии Богомолова можно было бы назвать аллюзиями на современность — но это была бы слишком целомудренная характеристика сценического повествования, перенасыщенного очевидными образными символами новых смутных дней. Исторические параллели ни в коей мере не отсылают к прошлому — они лишь подчеркивают актуальность проблематики спектакля. Богомолов вовсе не пытается определить виновных, стороны левые и правые — его постановка однозначно клеймит всех игроков в мировое господство.
Причудливый сюжет, лишь косвенно связанный с пушкинским, разворачивается в условных, безликих, нейтральных декорациях. Фарсовый сюр, блестяще разыгранный труппой «Ленкома», становится самым очевидным отражением действительности, которая в абсурдности своей нынче бросает вызов даже самым изощренным плодам человеческой фантазии.
По словам режиссёра, пьеса может относится к любому времени, и политические коллизии, показанные в спектакле — не главное. Спектаклем экспериментатора Богомолова остался доволен и худрук Марк Захаров. В пьесе исследуется вопрос, насколько вообще возможно сохранять человечность, будучи облечённым властью, а этот вопрос будет актуальным всегда.
В постановке участвуют знаменитые театральные и киноактёры: Александр Збруев (Годунов), Мария Миронова (Марина Мнишек), Александр Лазарев (Патриарх). А роль Григория Отрепьева исполнит Игорь Миркурбанов — актёр-талисман Константина Богомолова, который играет уже в четвёртом спектакле режиссёра. Их последним перед «Борисом Годуновым» общим спектаклем была «Чайка», поставленная в марте 2014 года на сцене «Табакерки». Там Миркурбанов выступил в роли Тригорина.
Отзывы о спектакле «Борис Годунов»