Спектакль необычен тем, что в нём присутствует герой, которого нет в романе. Его придумала актриса Полина Кутепова, и её Критик стал олицетворением alter ego главного действующего лица, молодого писателя Фёдора Годунова-Чердынцева. Герой появляется на сцене исключительно в сопровождении своей «воображаемой литературной необходимости».
Нелепо одетый персонаж в исполнении Полины Кутеповой вызывает ассоциации то ли с Гоголем, то ли с Чаплиным. Критик подхватывает слова Фёдора, олицетворяя также второе «я» Набокова и становясь воплощением сути Мастерской Фоменко — театра жизненного, полного энергии, радостного и верящего в волшебство.
Художественное оформление Владимира Максимова стало настоящим раздольем для воображения режиссёра. Перед зрителями возвышаются двери-ставни, от которых начинаются рельсы, пересекающиеся в центре, у вращающегося деревянного возвышения. Рельсы становятся местом передвижения всего, что есть в спектакле: трамваев, квартиры, больничной каталки. А провода с телеграфных столбов покачиваются под музыку.
Писатель Годунов-Чердынцев превращается в вечного странника, вдали от родной, теперь уже большевистской России, и обратного пути на родину у него нет.
Спектакль идёт 4 часа, один антракт.
Отзывы о спектакле «Дар»