Поразительно, как в рамках одного художественного проекта может быть затронуто такое разнообразие острых социально-культурных и полических проблем. Сюжет и образ живописного полотна вполне может заменить научный анализ, с его цифрами, индексами и коэффициентами. Художник Сергей Калинин раскрыл в своих работах глобальные проблемы европейского сообщества, наглядно изобразив новое его лицо. И увы, это «лицо» имеет очень болезненный вид.
Европа, которая так боялась американизирования, господства западной культуры, оказалась нашпикована китайскими ресторанами, кебабами, африканскими и азиатскими кварталами. И такова расплата за многовековое стремление подчинить все и вся европейской цивилизации.
Политика мультикультурализма потерпела поражение, потому что она изначально была двусмысленной. С одной стороны, — толерантность и лояльность к религиям, с другой — принуждение к изучению государственного языка в школах. В результате иммигранты не могут интегрироваться в общество, социальный лифт в их случае не работает. Отсюда — разделение на «чужих» и «своих», изоляция, обособление в кланы и диаспоры, отсюда угроза и самой европейской культуре.
Эти проблемы затронул в своей живописи Сергей Калинин, который нарочно избежал опознавательных знаков, чтобы зритель не мог сходу догадаться, в какой стране живет тот или иной персонаж. Кто-то из Парижа, кто-то из Пизы или Флоренции — суть для всей Европы остается неизменной.
Сюжеты, выхваченные художником из реальности, особо символичны и, безусловно, красноречивы. К примеру, улыбки детей на фреске возле парижского метро Републик, якобы изображаемых дружбу между народами, напоминают звериный оскал. Опасность, страх витает в воздухе. Они легко различимы и в картинах автора.
Но как остановить этот процесс? Как предотвратить катастрофу? Многие авторитетные умы считают избавлением от всех бед обращение к религии. Считает ли так же художник Сергей Калинин — зритель поймет по его «путевым заметкам».
Также по теме:
Отзывы о выставке «Путевые заметки» Сергея Калинина