«Пластинки на костях»
Хотя официально западная музыка осуждается, пытливая молодёжь вовсю разыскивает шлягеры с загнивающего Запада. В свободной продаже их нет, поэтому приходится «нарезать» эмигрантские романсы и танго, песни Элвиса Пресли и Чака Берри, пьесы американских биг-бэндов на рентгеновских снимках. Отсюда и их название — «пластинки на костях». Такие записи особенно востребованы на вечеринках стиляг. Первые милицейские рейды против нелегальных производителей музыкальных носителей проводятся уже в 1950 году.
Леонид Утёсов «У Чёрного моря» (1951)
Песня «У Чёрного моря» была написана поэтом Семёном Кирсановым и композитором Модестом Табачниковым специально для Леонида Утёсова — одного из самых востребованных и известных эстрадных исполнителей в стране послевоенного времени. Обаятельный артист, который прославился хулиганским джазом ещё в 1920-е, превратил эту сентиментальную балладу в неофициальный гимн Одессы. Эпизод с поющим «У Чёрного моря» Утёсовым есть в сериале «Ликвидация», хотя по сюжету эпизод происходит за пять лет до сочинения песни.
Людмила Гурченко «Пять минут» (1956)
Однозначная новогодняя классика. Песенке про «пять минут — это много или мало» уже почти 65 лет, а она по-прежнему служит музыкальным сопровождением для зимних праздников. Секрет популярности — в искристой мелодии композитора Анатолса Лиепиньша (между прочим, автора гимна Латвийской ССР) на слова Владимира Лившица. И, конечно, в обаянии исполнительницы — неповторимой Людмилы Гурченко, 21-летней студентки ВГИКа. Стоит лишь зазвучать «Пяти минутам», и уже слышен звон кремлёвских курантов!
Николай Рыбников «Весёлый марш монтажников» (1957)
Герой фильма «Высота», верхолаз Николай Пасечник в исполнении Николая Рыбникова — идеальный герой эпохи. Он и работяга, и весельчак, и добряк, и на гитаре может сыграть. Его главный хит — жизнерадостный марш монтажников-высотников на музыку Родиона Щедрина и на слова Владимира Котова. Слова этой песенки прописаны буквально в подкорке. В стране, которая отстраивалась после войны, Николай Рыбников стал настоящей звездой, и миллионы зрителей признали его своим любимцем.
Владимир Трошин «Подмосковные вечера» (1957)
Пожалуй, самая узнаваемая русская песня в истории. Чудесная баллада, написанная Василием Соловьёвым-Седым и Михаилом Матусовским для документального фильма о спортсменах, произвела фурор сразу после выхода в исполнении Владимира Трошина. «Подмосковные вечера» поют на концертах и во время застолий, напевная баллада разлетается по миру и становится международным хитом. Кстати, в Китае песню любят ничуть не меньше, чем на родине!
Мелодия была выбрана в качестве позывных радио «Маяк» — и прозвучала в мире более миллиона раз!
Рашид Бейбутов «Ах, эта девушка» (1958)
Эта сахарная, как восточные сладости, любовная песенка прозвучала в фильме «Я встретил девушку» — первой цветной картине Таджикской киностудии. Но всенародным шлягером её сделал азербайджанский певец Рашид Бейбутов. Под аккомпанемент оркестра национальных инструментов «Я встретил девушку» звучит особенно знойно и соблазнительно.
Текст: Игорь Цалер
Комментарии к «Пятидесятые. Музыкальные феномены СССР»