Возникновение любовных жанров
Когда мы говорим о любви в кино, то, конечно, вспоминаем два главных жанра, которые воспевают эту тему, — мелодрама и романтическая комедия.
Родиной мелодрам считается Франция, где жанр первоначально укрепился в литературе. После своё место он занял и в кинематографе в эпоху немого кино. Первым произведением искусства в этом жанре считают пьесу французского философа Жан Жака Руссо «Пигмалион» о скульпторе и его любви к собственному произведению. Затем мелодрамы проникли в сентиментальные романы.
Герои обычно стереотипны и предсказуемы, а на первом месте оказываются интрига и необычные сюжетные повороты. А ещё мелодрама больше любит делать упор на диалоги, а не на действия. И, само собой, счастливый конец здесь обеспечен, даже если героям пришлось пройти трудные испытания и личные трагедии.
Романтические комедии сразу укрепились в кино. Любовь здесь окутана незамысловатыми юмористическими линиями. Чувства помогают героям преодолеть любые, даже самые нелепые препятствия. Герои часто сталкиваются с классовой борьбой, родителями, которые против их пристрастий, вредными бывшими и другими подобными преградами, отделяющими от заветного счастья. Сама же комедия может пользоваться совершенно разными приёмами. Можно, например, поместить героев в крайне экстремальные обстоятельства или создать неестественную, но смешную ситуацию знакомства, которая и будет впоследствии двигать сюжет. Главное в ромкомах — это юмор и комичность, которые обрамляют весь романтический ореол. И снова счастливый конец, как в самой прекрасной сказке.
Трансформация любовных линий
Образцом голливудской мелодрамы и ромкома в одном флаконе стал знаменитый фильм Фрэнка Капры «Это случилось однажды ночью», вышедший на экраны в 1934 году. Попытки заинтересовать аудиторию любовными приключениями предпринимали и другие режиссёры. Однако Капре удалось добиться небывалого успеха. Он собрал формулу этих жанров: героиня, рвущаяся к возлюбленному, протестующий отец, бунт и побег, выливающиеся в романтическое приключение, и счастливый финал. Благодаря удачной сюжетной схеме фильм получил пять премий «Оскар» в самых престижных номинациях — режиссура, сценарий, лучшие актёр и актриса и лучший фильм года.
Среди похожих фильмов, где также в качестве двигателя сюжета используется экстраординарная встреча и связанные с ней обстоятельства, можно выделить «Филадельфийскую историю» Джорджа Кьюкора с Кэтрин Хепбёрн в главной роли. Отдельное достоинство этого фильма в тонком и обворожительном юморе.
Герои не могли даже лежать рядом в одной кровати, будучи полностью одетыми. Тем не менее прорыв и обход жёсткой цензуры произошёл благодаря Мэрилин Монро и Одри Хепбёрн. Первая навсегда осталась обольстительной красоткой («Как выйти замуж за миллионера»). Вторая же была утончённой красавицей, которая покоряла мужчин своим интеллектом и обаянием («Римские каникулы» и «Завтрак у Тиффани»). Однако уже тогда возникла проблема с объективацией женских образов. Женщин показывали слишком простыми или слишком расчётливыми, а ещё зависимыми от мужчин. В наши дни такое воспринимается особенно остро. Кроме того, для 60-х были нормой фильмы вроде «Битвы полов» Чарльза Крайтона, где между мужчиной и женщиной завязан конфликт на фоне сексуального напряжения. Со временем жанр начал меняться и изобретать новые паттерны.
В 70-е прорыв сделал гений интеллектуальной романтической комедии Вуди Аллен, выпустив свой знаменитый фильм «Энни Холл». Режиссёр сам сыграл главную роль, а женский образ отдал своей возлюбленной Дайан Китон, для которой специально и писался этот сценарий. Благодаря Аллену юмор в ромкомах стал более изощрённым, а благодаря Китон в жанре появилась девушка, которой хотелось быть независимой от любовных отношений. И уже в 80-е и 90-е условия жанру диктовала популярность феминизма. Героини мелодрам и ромкомов стали объёмнее, их волновало одиночество, отсутствие признания в карьере, внутренние переживания, измена в паре и многое другое. Грубо говоря, к выбору партнёра девушки начали подходить более основательно, не забывая и о себе. Да и одними случайностями и комичными встречами драматургия не ограничивалась. Среди ярких примеров: «Когда Гарри встретил Салли», где появилась открытая раскрепощённая героиня, готовая к зрелой эмоционально любви. Или «Красотка» с Ричардом Гиром и Джулией Робертс — альтернатива сказки про Золушку с социальным подтекстом и грузом прошлых травм.
На этой же волне начался и кардинальный слом жанра — появились фильмы, которые высмеивали устаревшие нарративы и штампы. Например, «500 дней лета» Марка Уэбба ломает предсказуемую структуру, а грустные ноты преобладают над весёлыми, потому что зритель видит разрыв отношений и истинное лицо любви с первого взгляда. Ещё один поворот, который сильно изменил лицо ромкомов и любовных мелодрам, — появление живых героинь с понятными массовому зрителю проблемами. «Дневник Бриджит Джонс» с Рене Зеллвегер в главной роли приобрёл статус культового фильма именно благодаря фокусу на том, что счастья в личной жизни заслуживают все. «Блондинка в законе» с Риз Уизерспун, для которой эта роль стала визитной карточкой, в целом демонстрирует весь путь героини за всю историю жанра — от погони за парнем мечты до обретения внутренней опоры и стремлений куда круче, чем просто выйти замуж. Ещё один фильм, который ломает все сюжетные арки, принятые в мелодраматических ромкомах до этого, — «Скотт Пилигрим против всех».
Новая эра любовных перипетий связана со стримингами и сексуальностью, которая перестала быть табуированной темой в наши дни. Хит Netflix «Половое воспитание» реконструирует жанр и подкладывает в подтекст сексуальное образование для подростков. Вспомним и мини-сериал «Дрянь», где есть дерзкая героиня, которая не видит ничего плохого в том, чтобы влюбиться в священника. Самым любопытным ромкомом последних лет оказался фильм Ребекки Миллер «Иди ко мне, детка!» — здесь сплетается любовь, дружба, творчество и фарс. Последний как раз и помогает высмеять устаревшую структуру.
Любовные истории по-русски
В зарубежном кинематографе ромком соседствует с мелодрамой, но остаётся главенствующим. В советском и российском кино ситуация немного другая — ромком имеет место, но мелодрама оказывается на первом плане. Впервые за своё личное счастье на киноэкране боролась актриса Вера Холодная в короткометражке «Молчи, грусть, молчи». Её героиня уходит из семьи к богатому человеку, который обещает любить её и к тому же одаривать золотом. Но любовные темы обычно были частью другого жанра — например, военных драм. Герои влюблялись в фильмах «Жди меня», «Летят журавли», «А зори здесь тихие». А сцена поцелуя в ленте Андрея Тарковского «Иваново детство» признана одной из самых визуально красивых и впечатляющих в мировой истории кино.
Яркий прорыв сделал Владимир Меньшов с картиной «Москва слезам не верит», отмеченной впоследствии «Оскаром». Здесь смешались и мелодрама, и драма, и комедия. Ведь в центре сюжета — три девушки, которые приехали не только покорять Москву, но и искать свою любовь. Здесь, как и полагается канону, есть неожиданные встречи и переплетения судеб.
Самым настоящим ромкомом в советском пространстве стал «Служебный роман» Эльдара Рязанова. История любви, которая разворачивается на работе. Здесь корыстная и низменная цель главного героя постепенно перерастает в чистое искреннее чувство. Это пример того, как зарубежные сюжеты были удачно адаптированы под советские реалии. Более того, проблема объективации героини здесь никогда не стояла — Людмила Прокофьевна значительно опередила по времени многих американских героинь, которые лишь в нулевых поняли, что любви достойны все.
Бум ромкомов в России начала XXI века открыла, пожалуй, лента Оксаны Бычковой «Питер FM». Атмосфера Питера придаёт ленте ещё большей романтичности. Завязка с потерей сотового телефона оказывается крайне оригинальной по тем временам. Наконец, наивность и лёгкость любовных лент почти десятилетие спустя подхватывает Анна Меликян и снимает ряд новелл в альманахе «Про любовь».
В совсем уже новой истории отечественного кинематографа среди выдающихся ромкомов можно выделить «Я худею» Алексея Нужного. Стандартный сюжет о том, что любовь была совсем рядом, обрамлён проблемной темой для многих — принятием себя таким, какой ты есть. Именно эта сюжетная линия сделала фильм наиболее запоминающимся среди множества похожих романтических комедий.
За что мы продолжаем любить эти жанры?
Безусловно, современный зритель искушён нестандартными сюжетами и ловко подмечает клише и штампы. А ещё такой зритель наверняка наслышан про здоровые отношения и слёту видит красные флаги в любви героев на киноэкране. Однако поклонников ромкома и мелодрам по всему миру достаточно, чтобы жанры продолжали жить. Особенно, если режиссёры переосмысляют общепринятые схемы, придумывают концептуальные новинки, перевороты и закладывают дополнительные подтексты.
Скорее всего, современный зритель уже знает, где любовные фильмы нас обманывают — идеальных возлюбленных не существует, а отношения не могут ограничиваться случайностями и представляют собой непростую работу двух людей. А ещё отношения могут заканчиваться, разбиваясь об недопонимание и разные представления о жизни. Однако порой хочется хотя бы на два часа поверить в настоящую любовь, которой под силу всё. Или же почувствовать себя в безопасности, потому что сюжет предсказуем, а в финале всё непременно будет хорошо. В конце концов смотреть мелодрамы и ромкомы со своей второй половинкой — не такой уж и guilty pleasure. Ведь переживание общих эмоций и юмор объединяют.
Текст — София Маргацкая.
Комментарии к «Чувства на экране: любовь по мнению ромкомов и мелодрам»