Чувственная «Сусанна в купальне», эпичный «Одиссей при дворе Алкиноя», аллегорическая «Меланхолия», динамичный «Побег из Хиоса», многозначный «Поцелуй» — Франческо Айец не ограничивал себя ни темами, ни жанрами, но всегда оставался верен эстетике романтизма. О формировании его стиля и взглядах на искусство — в нашем материале.
Влияние, стиль, темы
Ребёнком Франческо Айец изучал живопись под руководством Франческо Маджотто, в юности учился в Академии святого Луки в Риме, где его патроном был знаменитый скульптор Антонио Канова. Примерно в тот же период будущий художник познакомился с Жаном Огюстом Домиником Энгром, который оказал колоссальное влияние на его творчество.
В 1822 году Айец поселился в Милане, который в ту эпоху был эпицентром итальянского литературного романтизма. Философия этого направления оказалась близка художнику, и он перенёс ключевые идеи романтиков в живопись.
Акцент на внутреннем состоянии человека, изображение сильных страстей и характеров, видение природы одухотворённой и целительной, осуждение «холодной рассудочности» и отсутствия «движения жизни», вызов застывшим канонам классицизма, нервная возбуждённость, тяга к экзотическим мотивам, игра воображения — эти черты, отличающие живопись романтизма в целом, на 100% характерны и для картин Айеца.
Шарль Бодлер, поэт:
«Романтизм — не в выборе сюжетов, не в правдоподобии, а в особой „манере чувствования“».
На протяжении своей долгой жизни Айец обращался к самым разным темам: он создавал произведения с библейскими, литературными и мифологическими сюжетами, вдохновлялся итальянской историей, писал в жанрах портрета и ню. Большой интерес вызывают его аллегорические творения с политическим подтекстом.
«Поцелуй»
Самая знаменитая картина Айеца — «Поцелуй». Написанная в 1859 году, она является вершиной творчества художника. Сюжетно полотно даёт отсылку к «Ромео и Джульетте» Уильяма Шекспира и «Обручённым» Алессандро Мандзони. В этой работе мастер объединяет изображение чувственной любви и воплощение идеала Рисорджименто — патриотизм.
В произведении есть скрытый смысл. Использованные в одежде персонажей цвета намекают на Пломбьерское соглашение между Италией и Францией, ознаменовавшее рождение итальянской нации.
Франческо Даль’Онгаро, писатель:
«В этом нежном поцелуе мы надеемся увидеть начало нового поколения, которое будет крепким и искренним, которое будет воспринимать жизнь такой, как она есть, и это наполнит его любовью к красоте и правде».
Словом, «Поцелуй» — не просто шедевр эпохи романтизма, но и символ рождения единой Италии.
Комментарии к «Франческо Айец: романтик и шифровальщик»