Предлагаем поговорить о наследии Франса Халса, который обычно незаслуженно теряется на фоне гигантов Золотого века голландской живописи.
В чём золото?
Прежде, чем обсуждать непосредственно творчество Халса, нужно обрисовать общую картину художественной жизни Нидерландов XVII века и разобраться, почему этот период называют «Золотым веком».
Не будем сильно вдаваться в исторические детали, но отметим, что XVII столетие стало для страны временем подъёма на всех фронтах — политическом, экономическом и культурном. После того, как были сброшены оковы испанского владычества, на искусство перестали влиять католическая церковь, королевский двор и аристократия. Художники, наконец, вздохнули свободно и смогли перейти от набивших оскомину религиозных сюжетов к светской живописи.
Именно тогда получили распространение наполненный символами натюрморт, реалистичный атмосферный пейзаж, жанровая картина и портрет, в особенности групповой. Богатая на художественные открытия эпоха завершилась 100 лет спустя с ослаблением экономического могущества республики.
Портретных дел мастер
Итак, Франс Халс. Он прославился, в первую очередь как портретист. Получив известность благодаря картине «Банкет офицеров Гарлемской стрелковой гильдии святого Георгия», художник стал принимать заказы от самых разных людей — от именитых писателей до пивоваров.
Теодор Шревелиус, писатель:
«Произведения Халса отражают такую силу и жизнь, что кажется, будто он бросает вызов природе своей кистью».
Помимо впечатляюще тонкого ощущения характера персонажа, Халса ценили за умение вырвать момент из реальности и передать сиюминутность мгновения на холсте. Это ощущается в его работе с положением тела и выражением лица героя. Кажется, что портретируемый вот-вот придёт в движение и вернётся к прерванным делам.
Многих зрителей портреты Халса немного пугают: в том, как на них схвачены эмоции, есть что-то мистическое. Его живопись — словно портал в потусторонний мир, населённый тенями давно умерших людей.
Импрессионизм задолго до импрессионизма
Если же говорить именно о стиле Халса, стоит отметить его любовь к смелым выразительным мазкам и массивным цветовым пятнам, которые придают произведениям динамику и энергию. В этом его работы созвучны картинам импрессионистов.
Винсент Ван Гог, художник:
«Какое удовольствие рассматривать работы Франса Халса, как же они отличаются от других картин — большинства из них, — где всё так тщательно приглажено и написано в одинаковой манере».
Нельзя не отметить, что с годами яркие весёлые образы Халса уступили место более сдержанным и даже аскетичным полотнам, выполненным в тёмной цветовой гамме. Тот же Ван Гог отмечал, что в палитре художника есть не менее 27 оттенков чёрного.
Богатейшая коллекция работ мастера разных периодов хранится в Музее Франса Халса в Гарлеме.
Было интересно? Тогда читайте наш материал о прерафаэлитах.
Комментарии к «Франс Халс: вызов природе»