Чжан Хэ Чжун (Пак Хэ Иль) — успешный молодой детектив, живущий в Пусане. Он страдает бессонницей, так как постоянно следит за подозреваемыми, а брак с женой (Ли Чжон Хён) давно стал обыденным и скучным. К тому же супруги видятся всего лишь раз в неделю, так как женщина работает в пригороде на атомной станции. На героя одно за другим сваливаются несчастья, но внезапно ему достаётся дело о гибели начальника миграционной службы. Мужчина упал со скалы, однако это не похоже на несчастный случай — скорее самоубийство или же самое настоящее преступление. Особые подозрения вызывает Сон Со Рая (Тан Вэй) — жена покойного. И чем дальше движется дело, тем сильнее детектив влюбляется в свою подозреваемую. Но порочная связь обрывается переездом в другой город. Правда, ненадолго. Хэ Чжун снова встречает Со Раю, вновь вышедшую замуж. Подозрения полицейского вместе с влечением усиливаются ещё больше.
Фильм «Решение уйти» получил Золотую пальмовую ветвь за лучшую режиссуру на 75-м Каннском кинофестивале.
Пак Чхан Ук автоматически ассоциируется с кровавыми сценами, насилием, перестрелками и постиронией. Но в этот раз режиссёр превзошёл сам себя, отойдя от собственного стиля и ограничившись одной единственной перестрелкой и не таким уж большим количеством крови. В «Решении уйти» он исследует новую территорию, а именно территорию странных любовных отношений, которым не суждено обрести пресловутый хэппи-энд. Никаких уступок для зрителя. В своей невинности и чистоте лента на самом деле кровожадна и беспощадна, особенно её отчаянный финал. И дело не только в попытках запутать сюжет, но и в трагизме, который красной нитью проходит через всю историю и каждого героя в ней.
Фильм только прикидывается классическим детективом, где кажется, что убийца где-то рядом — например, сотрудничает со следствием и не прячет глаза, пока на самом деле хранит скелеты в своём шкафу. Однако как бы ни было очевидно, что Сон Со Рая имеет отношение к преступлению, зритель так и не получит точного ответа, что это действительно она.
Первая интрига исчерпывает себя, затем возникает второе обстоятельство, и всё начинается снова, но только в ускоренном режиме, на максимальных оборотах. От роковой встречи детектива с подозреваемой до очередного убийства и запутанного расследования с выворачивающей душу кульминацией.
Пак Чхан Ук устраивает самый настоящий аттракцион. В обеих частях фильма все преступления отходят на второй план и дважды начинается красивая, но в то же время пугающая любовная интрига. Сначала детектив влюбляется в подозреваемую, а затем и она, кажется, готова даже на преступление, чтобы снова поговорить с объектом своего обожания. Погоня за убийцей превращается в преследование своих чувств и страхов. Реальные события смешиваются с бессонным затуманенным сознанием Хэ Чжуна, поэтому даже при повторном просмотре ленты сложно уловить монтажные стыки, драматургические связки и вообще понять, где реальность этого киномира, а где надстройка воображения героев. «Решение уйти» в каком-то смысле извращённое пособие по режиссуре. Если пересмотреть этот фильм несколько раз, можно разгадать тайны той материи, из которой он сделан.
Помимо всего прочего Пак Чхан Ук играет и с двойными смыслами, символами и метафорами, которые очень изящно отражены в повествовании. Хэ Чжун — непокоримая скала, которая постепенно в итоге стачивается морскими волнами. А Сон Со Рая, пугающая своей пленяющей красотой и запертой сексуальностью, есть океан — бушующая, с характером, хранящая в себе много секретов о собственном прошлом. Ведь неспроста в океане оказывается телефон, служивший переводчиком для влюблённых, поскольку он кореец, а она китаянка. Связь, которая была между ними, похоронена в воде навсегда вместе с признаниями в любви и отчаянными монологами Со Раи, записанными на мобильный диктофон.
Вообще лента похожа на симфонию, так как практически постоянно звучит музыка. Взаимоотношения влюблённых сотканы из тех же тонкостей и нежностей, что и у Кар-Вая — лёгкие прикосновения, рука в руке, взгляды друг в друга, словно последний раз в жизни, размеренные, но в то же время страстные поцелуи. И никакого намёка на интимную связь. Здесь нечто большее, даже божественное. А истинная интимность балансирует на грани запретных чувств и противоположностей, коими являются Хэ Чжун и Со Рая.
Пак Чхан Ук, создавая детектив, смог превратить любовь в расследование, которое каждый из героев проводит самостоятельно внутри себя. Это кино о людях, которые столкнулись с тяжёлыми обстоятельствами, но чувства оказались сильнее и тяжелее всего того, что им довелось пережить.
Текст — София Маргацкая
Комментарии к «Игры с разумом: рецензия на фильм «Решение уйти»