На ком можно увидеть твои украшения?
Помнишь ли ты свой первый заказ?
Когда я только начинал, писал всем друзьям с предложениями сделать для них украшения. В итоге меня поддержала моя близкая подруга, и мы создали для неё обручальные кольца. Получилось, конечно, не с первого раза, но вроде бы всё успели. Мужское кольцо очень сильно жало. Свадьба была в Тюмени, я прилетел туда прямо перед церемонией, мы померили кольца, сначала всё было в порядке. Но в процессе свадьбы, часа через полтора-два, жених сказал: «А-а-а, отрежьте мне палец!».
Как ты научился этой профессии?
Учился в университете. Учился, учился и научился.
Ты говорил, что ювелирку такого типа не сразу оценили в России. Когда её приняли?
Сильной составляющей стал маркетинг. Когда я начинал свой бизнес, на территории России было три или четыре маленьких компании, которые тоже пробовали себя в этом деле. В основном это были ребята, которые занимались продажей камней. Такая ситуация была еще семь-восемь лет назад. Такого, чтобы бренды выкладывалии свои работы, делали коллаборации с артистами, дарили подарки, ещё вообще не было.
Сейчас ситуация изменилась?
До 2022 года всё было классно и здорово: коммуникации, очень большая активность аудитории в социальных сетях. Что бы мы не выкладывали, мы сразу получали отклик, были продажи. Сейчас приходится некоторым образом трансформироваться.
В 2020 году твой бизнес вырос в 10 раз. Что случилось в тот момент и какие трансформации происходят сейчас?
Появилась собственная мастерская на несколько столов и ювелиров. Открыл я её в начале 2020 года, и сразу после этого начался Covid. Мы замкнули до 70% рабочих процессов на себе. Появилась стабильная команда, которая начала работать постоянно. Мы постоянно догоняли себя, заказов было очень много, а делать мы их не успевали. Работать приходилось из дома из-за самоизоляции: обрабатывать изделия, отливать их, всё это возилось по домам, после мы отстаивали неимоверную очередь в Пробирную палату (прим.ред. Федеральная пробирная палата — это государственный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по государственному контролю (надзору) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов и камней). Всё это было очень сложно, но интересно.
В тот же год мы запустили маркетинг. Нас начали поддерживать артисты, мы устраивали розыгрыши. В наших социальных сетях начали появляться изделия, которые никто раньше не делал на территории РФ. Кастомизированные часы, подвески, в которых огромное количество бриллиантов, цепочки совершенно другого уровня.
Сейчас мы переживаем невероятно сложный момент превращения из мастерской в огромное производство, где у нас налажена работа и есть разделение на отделы. Отдел эмали, отдел закрепки, отдел монтировки, отдел оценки качества продуктов. Я уже даже не всех своих работников знаю, как зовут!
Стараемся написать новую страницу нашего бренда. Интересно, но очень сложно. Параллельно продолжаем делать кастомизированные изделия и потихоньку обрастаем новыми клиентами, в том числе и за границей.
Я вернулся из отпуска и вот уже четвёртый день не могу разобраться со списком задач из каждого отдела, которым нужно моё непосредственное присутствие. Я постоянно сижу за компьютером.
Расскажи про первую коллекцию
Есть виниловые браслеты, которые вам выдают, когда вы приходите на концерт, там обычно написано название мероприятия или имя артиста. Мы поняли, что такой браслет преследует человека всю жизнь. Когда человек рождается, на него вешают браслет, когда умирает, кстати, тоже. Когда человек находится на мероприятиях, в каких-то медицинских учреждениях, в некоторых тюрьмах в Штатах или если у него есть проблемы со здоровьем, он всё ещё носит этот браслет.
Сначала мы называли эту коллекцию RM (ring by Mozi), так как в неё входило только девять колец. В течение месяца мы расширим линейку до 50 видов изделий, а до конца года уже до 250 позиций. В коллекцию войдёт браслеты, серьги, кольца.
Сама форма винилового браслета была нами немного переделана. Мы запатентовали технологию по замкам и назвали это все Identity by Mozi J.
Как изменились тренды на ювелирку за последний год?
Это очень сложный вопрос, так как есть множество направлений ювелирки. Есть бюджетная ювелирка, есть женская, есть детская, есть кастом, есть часы, есть очки.
Если мы говорим о крупных брендах, то все они стараются создать одну-две позиции, которые будут десятилетиями толкать их вперёд. Именно в эти позиции они закладывают основные маркетинговые стратегии. Так Cartier когда-то продвинуло гвоздь.
На данный момент мы создали продукт, и наша задача теперь продвинуть его так, чтобы большинство женщин невероятно хотело и просило своих мужчин его себе купить. Или чтобы независимые женщины покупали его себе сами.
Дальше укреплять это всё параллельно большими проектами, в которых мы хороши.
А что с трендами на кастомные украшения?
Что же касается кастом-ювелирки, то тут больше запрос на качество и что-то необычное. Мы заметили, что аудитория очень классно реагирует на изделия-трансформеры или на изделия, которые имеют какую-то функциональную особенность.
Недавно мы создали особенную подвеску. Она выглядит, как старая американская заправка 80-х годов. В неё установлены капли для глаз и часы. Так клиент всегда сможет знать, когда ему в следующий раз нужно закапать капли. Плюс ко всему, это функционально красивая штука, которая поможет тебе решить проблему с сухими глазами в любой ситуации. Ну а мы как бренд, который это создал, обслуживаем изделие и периодически меняем баллончики.
Другой классный проект, который мы разрабатываем, мы создаём для клиента с сахарным диабетом достаточно тяжёлой формы. К его телу уже 10 лет подключен прибор с инсулином. Мы создаём чехол для данного аппарата, чтобы он превратился в аксессуар, который уже не захочется прятать под одеждой. Таким образом он покажет, что можно преодолевать себя и все свои проблемы красиво.
О каких суммах идёт сейчас речь?
Это коммерческая тайна! Для примера: один из проведённых на территории России заказ стоил в районе 10 000 000 рублей. У нас также много клиентов в Дубаи, тут ценники могут достигать и 20 000 000, и 30 000 000.
Сколько длится работа над самым сложным изделием? А над самым простым?
Тут все зависит от команды. Иногда мы можем какое-то сложное изделие сделать за два-три дня, иногда простое изделие делается неделями, потому что мы не можем согласовать какую-то деталь с клиентом.
Есть люди, которые умеют доносить свои мысли и желания. Есть люди, которые этого не умеют делать. Они не представляют, как должно выглядеть желаемое изделие, и конечный результат не всегда им может понравиться.
С нашими менеджерами мы уже второй или третий год стараемся делать упор на общение и художественное воспитание. Клиенты все разные, и часто мое видение отличается от его видения, а также от видения менеджеров. Клиент может согласовать предложенную ему 3D-модель просто довольствуясь предложенным, а я могу вмешаться в финальной стадии и подсказать, как можно было сделать иначе.
Мы по всему миру скупаем ювелирные книги и журналы, делаем презентации для персонала, развиваем их насмотренность.
С кем бы ты мечтал поработать?
Меня недавно спросил об этом Лимба. С кем бы я хотел поработать: с Криштиану Роналду или Дрейком. Я думаю, что и с тем, и с тем. Такое сотрудничество было бы крайне полезно для нашего бизнеса.
Как ты ищешь людей для сотрудничества?
Обычно у меня происходит так: я изучаю социальные сети, и, допустим, вижу какого-то интересного человека. Если я чувствую какую-то внутреннюю вибрацию и у меня в голове появляется какой-то образ, то я сразу ему пишу. А дальше, если коннект происходит, мы с ним работаем.
Какую идею ты очень хочешь воплотить в жизнь?
Очень хочется сделать часы с какой-нибудь швейцарской компании. Галочку поставить.
Расскажи про проект с Audi
Не получилось сделать то, что хотели. Подвели ребята, которые клеили её пленкой, эффект получился не таким, каким задумывался. Проект восприняли неоднозначно, но внимание он точно привлекал. Но колёса классные. Зато теперь есть идея взять старые американские машины и внутри салона сделать определённые декоративные вставки.
Что ещё?
Ещё в планах сделать линейку очков. Это очень технически сложная штука. Особенно, если их делать из драгоценного металла. Ну и часы, это прям отдельный мир. Был в Швейцарии, узнавал по поводу обучения. Запись на него открыта с 2025 года. Но так как я инженер-технолог и мне интересны все эти инженерные штуки, мне очень хочется разобраться, как это всё работает. Думаю, все получится.
На данный момент мы обсуждаем дизайн часов с некоторыми заводам. Мы к этому придём, нужно просто разобраться с рутинными бизнес-процессами. Согласования, интеграция, автоматизация. Это съедает огромное количество времени.
В 2020 году мы были очень маленькими, и вот стали очень большими. Сейчас нам приходится разбираться с большим количеством вопросов. Иногда нам не хватает компетенции, но это не так плохо.
Как тебе удаётся совмещать бизнес и творчество?
Мне помогает команда. Отдел управленцев замыкает на себе очень много вопросов, и я в этом плане сильно выдохнул. Думаю, моя творческая сторона это коммуникация, мне удается волшебным образом убедить человека в том, что ему эта вещь жизненно необходимо. Я также очень люблю рисовать. У меня вообще план на 2023 год — создать несколько коллекций и научиться планировать.
Какие ещё у тебя планы?
Очень хочется стать окрепшей международной компанией. Это даст нам возможность окунуться в новый культурный слой.
Совсем недавно мы открылись в Казахстане, и я познакомился с множеством классных людей. С точки зрения коммуникации казахи — какие-то невероятные люди. Приехав туда, я за семь дней решил вопросы, которые в России пытался решить семь лет. В Дубаи всё не так. Купил-продал и всё. Здесь все люди думают только про бизнес. Культурное погружение происходит минимальное.
Когда ты открываешь бизнес в новой стране и фокусируешься на том, что ты уже проходил, ты можешь так или иначе зациклиться на этом. Наша задача — выйти за пределы. Поэтому в ближайшее время мы будем делать коллаборации с артистами из Англии, Франции, Индии, чтобы интегрироваться и уходить куда-то дальше, черпать новые знания и вдохновение.
Комментарии к «Go по работам: основатель ювелирного бренда Mozi J про биоруку из золота, сотрудничество с рэперами и кастомные украшения»