Подтвердите ваш email, чтобы активировать аккаунт.

Йозеф ван Виссем: Могу играть весело, могу грустно. Мне хватает

С лютнистом Йозефом ван Виссемом весь мир познакомился в 2013-м году, когда записанный с его участием саундтрек к фильму Джима Джармуша «Выживут только любовники» был признан лучшей звуковой дорожкой кинофестиваля в Каннах. Меж тем, к тому времени этот голландец и бывший панк-рокер, перебравшийся в Нью-Йорк в начале нового века, занимался «освобождением» лютни, инструмента, прочно ассоциирующегося со средневековьем, примерно с начала нулевых. Корреспондент KudaGo поговорил с музыкантом о тонкостях изготовления лютни, о связи времён — и о том, почему он больше никогда не запишет ни одного саундтрека для кино.

18+
1086
Йозеф ван Виссем и Джим Джармуш
Фото: issueprojectroom.org

Вы играете на лютне — а помните, как вы для себя этот инструмент открыли? Был какой-то решающий момент, в который вы подумали: «Вот, именно этим я хочу заниматься всю жизнь»?

Насчёт всей жизни не скажу, но первую встречу помню. Мне было 11, и я ходил в музыкальную школу, учился играть на классической гитаре. Учительница дала мне книжку «Музыка шекспировских времён», и там были пьесы для лютни, мне надо было играть их на гитаре. Причём лютня у неё в кабинете была, но её нельзя было трогать. Инструмент меня дико интриговал — он был такой круглый, женственный, и в то же время исторический, понимаете?

В общем, классической гитарой я занимался лет до 17-ти, а потом начался панк-рок, электричество и всякое такое, и я бросил всё это классическое дело. И уже намного позже, когда меня достал весь этот нойз и рок-группы и электрогитары, я наткнулся на объявление в Village Voice, в Нью-Йорке, об уроках игры на лютне, и вспомнил про этот инструмент. Уроки давал человек по имени Пэт О’Брайан, и я ему позвонил. Он и сам оказался бывшим гитаристом, который учился у Преподобного Гари Дэвиса (легендарный американский блюзмен и гитарист начала 20-го века, чей стиль игры на гитаре повлиял на множество артистов – прим.корр.) — с него, можно сказать, и начался весь рок-н-ролл, и блюз тоже. Вот это и был мой момент — когда я встретил Пэта О’Брайана. Он мне многое про лютню объяснил. И это он мне, кстати, сказал: «Если хочешь зарабатывать игрой на лютне, надо писать свою музыку». Можно сказать, с этой фразы для меня всё и началось.

Вы сказали, что рок-музыка вас достала — что в ней такого было, что вызывало такие чувства?

Наверное, прилагающийся к ней рок-н-ролльный стиль жизни, её социальная сторона.

Чем мне лютня нравится — я могу играть на ней один. Я вообще люблю сольные выступления как зритель, потому что, не знаю — душа ярче проявляется, когда человек один, понимаете? Есть в этом какая-то чистота.

А рок-н-ролл — ну, мило в это всё влезать, это дикое время и всё такое, но со временем мне это просто надоело. У меня был такой период размышлений о жизни, я уехал в Нью-Йорк, жил один, как монах-отшельник практически, много читал, и как раз начал изучать лютню, она мне в этом очень помогла.

Сейчас, когда вы уже много лет играете на лютне, не скучаете по той громкости и выразительности, что даёт рок-музыка?

Ну, раз или два в год можно пошуметь, конечно (смеётся). Мне хватает.

Как музыкант, играющий на одном инструменте, что вы можете назвать в числе главных ограничений, связанных с лютней, с чем вам постоянно приходится бороться, искать способы обхода?

Перелёты.

В смысле, это как с контрабасом, надо отдельный билет покупать?

Да, и сейчас, к счастью, я могу себе это позволить. А раньше не мог, и приходилось сдавать в багаж — я всё время носил с собой клей, потому что постоянно приходилось лютню подклеивать перед концертом. Очень это всё нервировало. Она хрупкая, и это, конечно, ограничение.

Но в то же время это и плюс, понимаете? Эта хрупкость, интимность — на концерте люди просто вынуждены припухнуть, в этом весь смысл.

Проблем с этим, кстати, обычно не бывает, все относятся с уважением. Публика у меня тихая, слушают, проникаются, их увлекает этот своеобразный транс.

Ну, а если говорить о выразительных средствах инструмента? Есть какие-то вещи, которые вы, как автор музыки, хотели бы выразить, но не получается именно через лютню?

Да нет, я вполне доволен своим выбором. Я могу играть весело, могу грустно, а могу делать какие-то вариации на тему того и другого. Мне вполне хватает.

Вы уже говорили про клей — я как раз хотел спросить о практической стороне игры на лютне. Как в этом плане всё устроено? Где вообще берут лютню? Она в производстве, можно просто прийти в магазин и выбрать?

Нет. Надо записаться к мастеру и ждать, дело это небыстрое. Лютня не может быть массового производства — надо учитывать длину рук, размер тела, иначе просто не сможешь на ней играть. Плюс сами лютни бывают разные, есть разные модели, они все восстановлены по историческим документам. В общем, чтобы получить инструмент, нужно вступить с мастером в диалог — это довольно сложный процесс, на самом деле, много нюансов. Все материалы натуральные — дерево, жилы, поэтому лютня очень чутко реагирует, например, на изменения климата. Так что изготовление лютни — практически отдельная наука.

И у вас есть, скажем так, свой мастер, человек, с которым вы работаете постоянно?

Был у меня один, который сделал мне шесть инструментов. Майкл Шрайнер, из Канады — отличный мастер. А в прошлом году я познакомился с Мигелем Израэлем — у него, скажем прямо, выходит дешевле. Он сам тоже играет, кстати. Я ему заказал ещё одну чёрную лютню, и говорю — сколько с меня. А он мне — зачем мне твои деньги. То есть, просто взял и подарил мне лютню, представляете. Я был очень польщён. Он работает в Париже, и он придумал такой способ — он сам разрабатывает дизайн, а потом заказывает изготовление всех деталей в Китае. Так получается дешевле, и можно сделать больше инструментов. Ну, и это хорошие инструменты, что важно. Можно сказать, что это революция в индустрии изготовления лютни.

Вы уже упоминали чёрную лютню — я читал, что она у вас единственная в мире была, верно?

Верно.

А это имеет какое-то значение для звука инструмента?

Да нет, это чисто внешнее. Тут такая история — Майкл Шрайнер очень уважаемый мастер в своей области, но он работает только с чистой реконструкцией, по записям. Все лютни, которые он мне сделал, были реконструкциями конкретных существовавших инструментов. И я ему говорю как-то — у меня есть идея сделать чёрную лютню, вы можете такую сделать? А он говорит, нет, не могу. Типа, это исторически некорректно. А потом прошло пять лет, и ему попалась картинка с чёрной лютней — и он мне тогда позвонил и говорит, ну, вот, теперь могу сделать тебе твою чёрную лютню. А я его умолял практически.

В ваших собственных композициях вы используете техники эпохи барокко, верно?

Да, верно. Барокко и Ренессанса.

В то же время в вашей музыке можно услышать приёмы минималистов, музыки, сформировавшейся значительно позже. Вы осознанно выстраиваете этот диалог времён?

Не знаю, минимализм — это такой сложный термин. Я просто пытаюсь сочинять хорошие мелодии, вот и всё. Это непростая задача, иногда проще сыграть сто нот сразу, чем написать хорошую простую мелодию. Я только этим занимаюсь. Моя техника, тональности, в которых я работаю — это всё основано на классической лютне эпохи барокко и Ренессанса, я часто и играю классические произведения для лютни, и дома, и иногда на концертах, мне это очень нравится. Меня это вводит в своеобразный транс, я начинаю представлять, как это звучало в те времена, как люди это слушали, как воспринимали. Вот это мне нравится, как лютня запускает твоё воображение, когда всё складывается удачно. Так что да, некоторый диалог между историей и современностью тут действительно имеется, но через силу простой мелодии. Имеет ли это отношение к минимализму? Да бог его знает.

На альбомах вы используете много разных приёмов, чтобы разнообразить звучание лютни. Бывают другие инструменты в диалоге с лютней, гитара или ещё что-то, бывают какие-то электронные звуки или сэмплы, бывают певцы с вокалом, как, например, Zola Jesus на нескольких ваших пластинках. Вопрос такой — лично для вас что является лучшим, любимым сочетанием, какое звучание на ваш взгляд наиболее подходит лютне?

Ну, знаете, обычно такое делается в самую последнюю очередь. Сейчас, например, я увлёкся электроникой — на моём новом альбоме будет много всякой электроники, и сейчас мне больше всего нравится такое сочетание. Мне вообще нравятся и полевые записи, и играть с другими музыкантами, и использовать голос, но вот конкретно сейчас, так вышло, превалирует электроника. Это же такой естественный эволюционный процесс, который всё ещё идёт, слава богу. Ты развиваешься, придумываешь что-то новое, пробуешь. Вот как пение, например — я долго не пел, не знаю, лет десять точно, а потом опять начал. Дело же не в пении, на самом деле, дело в том, чтобы сфокусировать внимание на лютне — ну, и я вообще люблю плохих певцов, дело же не в технике вовсе.

И на новом альбоме вы поёте?

Ага – я и на последних двух пел тоже. На концертах тоже стал петь, это отдельная история, конечно.

Мы услышим ваше пение на концертах в России?

О, обязательно.

Вы очень много писали музыки для кино. Что вас привлекает в этой работе, если говорить в противопоставлении сочинению собственной музыки для альбомов?

Ничего не привлекает. Кино и саундтреки – не то, что меня в данный момент интересует. Всем стали заправлять деньги. Продюсеру фильма не понравится ваша музыка, и он скажет: Пошёл ты. Так всё и работает, серьёзно. С режиссёром могут быть отличные отношения — он снял что-то классное, ты посмотрел и написал что-то классное, а потом чувак в костюме и с деньгами, который стоит за всем этим, скажет вам «Нет». Нет, это недостаточно коммерческая музыка. Нет, это слишком экспериментально, нам не подойдёт. Вот и выходит, что в каждом фильме — тот же самый тупой саундтрек.

Если вам кто-то будет говорить о такой штуке, как независимое кино, не верьте — не бывает такого, всё кино зависит от дяди с кошельком. Уверен, многие композиторы со мной согласились бы — просто не многие готовы об этом рассказать. Не хочу больше с этим связываться.

Хочу играть свою музыку, хочу давать с ней концерты. Хочу ездить с ней по миру, пока не свалюсь замертво. Не хочу, чтобы какой-то чувак стоял надо мной и говорил: Это не подходит. Ведь это хрень какая-то (смеётся).

Беседовал Сергей Мезенов.

Романтическое свидание на 67-м этаже «Москва-Сити»! 18+
Фотосессия, накрытый стол, вы вдвоём, вид на центр. Реклама. ИП Фадюшин Андрей Владимирович. ИНН 770875828309.
Подробнее

Лучшие подборки от редакции KudaGo

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+


Дополнительная информация

Возрастное ограничение
18+
Опубликовано ID20903

Комментарии к «Йозеф ван Виссем: Могу играть весело, могу грустно. Мне хватает»

Рекомендации

Рассылки от KudaGo

Будь в курсе самого интересного в
Выберите рассылку:

Подписка оформлена

Спасибо!
.

Рейтинг страницы 0 из 5 (0)

Пожалуйста, оцените эту страницу

Оцените страницу

Отправляя данную форму, вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Спасибо!