Джованни (Нанни Моретти) увлечён кино и уверен, что снимает самый выдающийся фильм в истории. Но на его пути вечно возникают трудности. То именитая платформа отказывается от его проекта, то продюсеры настаивают на своей концепции, то актёры хотят сделать сцену по-своему и превратить фильм из магнум опуса в обычную мелодраму. Наконец, главный продюсер Джованни и по совместительству его жена Паола (Маргерита Буй) обрывает с героем все отношения. В этом хаосе Джованни предстоит отстоять своё творение.
Нанни Моретти — своего рода Вуди Аллен для Италии. Неспроста его «Великая магия» созвучна с «Великой иронией». И уж той самой иронии им обоим не занимать — оба виртуозно вплетают юмор в свои обворожительные комедии, оба не боятся посмеяться над собой.
Моретти действительно предстаёт чудаком, непонятым гением в кино, который носится от одной идеи к другой, пытаясь всем донести своё исключительное видение. Но его никто не понимает. Представители стриминга карикатурно повторяют, что их продукцию смотрят в 190 странах, а значит фильм Джованни широкая аудитория не поймёт. Актёры как будто намеренно не понимают, о чём фильм, и пытаются внести свои коррективы. Осложняет ситуацию и жена-продюсер Паола.
Режиссёр довольно смело пытается балансировать между личной драмой главного героя и муками творчества. В это всё вплетается второстепенная сюжетная линия, развивающаяся внутри фильма, над которым работает Джованни. И вот последнее сильно проседает и сбивает темпоритм ленты. Политический опус об итальянских и советских коммунистах слишком театрален и насыщен лишними монологами, за счёт чего нарратив путается.
«Книга решений» Гондри в этом смысле отличалась от «Великой магии» как раз тем, что фокусировалась исключительно на кинематографическом хаосе, гении-безумце и его отношениях с этим миром, его переживаниях о собственной работе. Нанни Моретти уходит больше в частную драму о любви и разводе, а ещё в лишние и необязательные детали. Хотя будней кинематографистов в фильме достаточно. Сделаны они очень любопытно и забавно.
Текст — София Маргацкая
«Великая магия» вряд ли превзойдёт творение Мишеля Гондри, но посмотреть на ещё одно переосмысление творческой кино-жизни довольно интересно. Особенно, если от новогоднего проката хочется спрятаться подальше.
Комментарии к «Как создаётся кино: рецензия на фильм «Великая магия»