Художественная жизнь России 1910-х годов вызывает ассоциации, в основном, с авангардом. Но, конечно, далеко не все художники стремились разорвать связь с традицией и построить на руинах былого новое искусство. Константин Горбатов был интереснейшим персонажем арт-сцены того времени, который сумел проложить свой персональный путь, не примкнув ни к одному творческому объединению. А их в ту эпоху было, сами знаете, более чем достаточно!
Константин Горбатов родился в Ставрополе, и воспоминания первых лет жизни оставили отпечаток на его творческих интересах: он рос в окружении старинных храмов, покосившихся от времени деревянных домов, пейзажей могучей Волги. Всё это мы увидим в его будущих работах.
Сначала Горбатов учился в Самаре у Фёдора Бурова, после — в Риге у Джона Кларка, затем — в Петербурге у Александра Киселёва и Николая Дубовского. Вероятно, именно от них художник перенял тягу к лёгкой старомодности. Потому что визуально между творениями учителей и ученика довольно мало общего.
В наследии живописца встречаются самые разные жанры и темы: сказывается биография мастера, после революции вынужденного покинуть родную страну. В какой-то момент на смену пронзительным русским пейзажам приходят солнечные итальянские виды, потом — картины, созданные под впечатлением от поездок в Англию, Палестину и Египет.
Но именно национальная тема остаётся визитной карточкой Горбатова. Особенно выделяются его выразительные пейзажи Русского Севера, пропитанные светлой тоской.
Игорь Грабарь, художник:
«Из петербургских художников вряд ли кто так хорошо знал жизнь северных городов, как Константин Горбатов».
Творчество Горбатова принято рассматривать в контексте реализма, но нетрудно заметить, что его полотна имеют много общего с творениями импрессионистов, а в более поздний период — постимпрессионистов. Во все времена огромное значение для него имела палитра, которую он подбирал со всей искусностью.
Константин Горбатов:
«Жизнь для меня — это краски, без красок нет жизни».
Цвет в его работах — это пульс, движение, эмоция. Несмотря на непростой жизненный путь, он сумел сохранить ощущение искусства как бесконечного праздника, что роднит его с мастерами Серебряного века.
Смелый свободный мазок, игры с тенями и отражениями, большое количество воздуха и света, красочная феерия — всё это горбатовская живопись, наполненная простой радостью жить и видеть красоту.
Оставьте комментарий