Новости

Ленинградская пейзажная школа: душа города

Понятием «Ленинградская пейзажная школа» называют творчество некоторых художников, работавших в 1930—1940-е годы в городе на Неве. Сам термин был введён в оборот искусствоведом Александрой Струковой. Но тут слово «школа» не должно вводить в заблуждение. Дело в том, что не было какого-то конкретного человека, который бы провозгласил мировоззрение и ценности художников. Термин «группа» здесь тоже не подходит: некоторые мастера даже не были между собой знакомы. Отметаем также «круг», «направление» и «течение» — всё это слишком конкретно и имеет маломальскую структуру.

Владимир Гринберг. Школа на проспекте Стачек
Фото: babichevcollection.com
Николай Тырса. Мойка у Певческого моста
Фото: ptitza.livejournal.com
Николай Лапшин. Мойка осенью
Фото: ptitza.livejournal.com

Правильней всего, пожалуй, применять к «ленинградцам» довольно абстрактное понятие «явление». Это было нечто стихийное, неорганизованное, но при этом тонко отвечавшее настроениям эпохи. Оттуда — общие черты, которые и позволяют объединить ленинградских художников обозначенного периода в некую общность.

Александра Струкова, искусствовед:

«Не настаивая именно на этом термине — „ленинградская пейзажная школа“, — мы считаем, что необходимость как-то обозначить достаточно целостное явление назрела».

Но широкому зрителю не так важна терминология. Ему куда важней понять, как отличить «ленинградцев» от кого-то ещё. Ну и, конечно, чем же их произведения так интересны.

Александр Ведерников. На Васильевском
Фото: liveinternet.ru

Итак, вот признаки, что перед вами творение представителя Ленинградской пейзажной школы (осторожно, мерило работает с погрешностями!):

Владмиир Гринберг. Ленинградский пейзаж
Фото: theartnewspaper.ru
Советский художник Алексей Успенский считал, что появление Школы обусловила исключительно петербургская топография, помноженная на genius loci — «гений места».

Остановимся чуть подробнее на последнем пункте. Многие специалисты видят в картинах «ленинградцев» влияние Анри Матисса, Рауля Дюрфи, Пьера Боннара, Жана-Эдуара Вюйара, Альбера Марке.

Альбер Марке. Нотр-Дам. Наводнение
Фото: artchive.ru
Альбер Марке. Парусник в Неароле
Фото: artchive.ru
Альбер Марке. Сена в Пуасси
Фото: artchive.ru

Оглядка на творчество Марке, пожалуй, наиболее очевидна. К слову, мастеров Ленинградской пейзажной школы даже иногда называют «маркистами».

Анна Чудецкая, искусствовед:

«Несомненно, многое было схожим и в подходе к изображению натуры: обобщённость цветового пятна, пластический лаконизм».

Вообще «ленинградцев» сравнивают и с Валентином Серовым, и с Виктором Борисовым-Мусатовым, и с мастерами «Мира искусства». О них говорят и как о последователях русского народного искусства. Учитывая, как обширен круг художников Ленинградской пейзажной школы, это может быть одновременно истинно и ложно.

Анна Остроумова-Лебедева. Сфинкс
Фото: artchive.ru
Мы считаем, что творчество «ленинградцев» — это, прежде всего, особое ощущение города, которое в чём-то перекликается с поэзией Александра Блока.

Поскольку определение и характеристики Ленинградской пейзажной школы довольно туманны, перечень её представителей разные искусствоведы видят по-разному. Тем не менее, костяк Школы в основном остаётся неизменным. Это Николай Тырса, Владимир Гринберг, Алексей Успенский, Алексей Карев, Александр Ведерников, Анна Остроумова-Лебедева (о ней, кстати, мы недавно писали), Вячеслав Пакулин, Николай Емельянов и ещё несколько авторов.

Николай Тырса. Мойка
Фото: veryimportantlot.com
Владимир Гринберг. Нева. Закат
Фото: babichevcollection.com
Александр Ведерников. Тучков мост
Фото: ptitza.livejournal.com
Александр Ведерников. Нева. Заготовка льда
Фото: liveinternet.ru
Анна Остроумова-Лебедева. Адмиралтейство под снегом
Фото: artchive.ru
Вячелав Пакулин. Мойка весной
Фото: cyclowiki.org
Николай Емельянов. Вид Мойки
Фото: pinterest.co.kr
Оставьте комментарий
Рекомендации