Символизм — одно из самых влиятельных течений в искусстве рубежа XIX и XX веков. Оно связано со стремлением к визуальному новаторству, использованием недосказанности и намёков, загадочных образов и туманных символов. Михаил Врубель с его интересом к эстетике сказки и мифа был выдающимся представителем этого направления, за что нередко подвергался критике со стороны современников. В наши дни считается, что художник был одним из отцов-основателей русского авангарда.
Икона, написанная для оформления иконостаса Кирилловской церкви в Киеве, стала отправной точкой в карьере 27-летнего Михаила Врубеля. Большая часть работы была сделана в Венеции. Хотя образ выполнен в соответствии с канонами православной иконографии, современники и искусствоведы отмечали какую-то особенную глубину и выразительность ликов Богородицы и Христа.
Михаил Нестеров, художник:
«Вышло нечто, от чего могут глаза разгореться».
Весной 1884 года Михаил Врубель приехал в Киев. Здесь он нередко наведывался в ломбард ради ссуды под залог своих работ. Портрет дочери владельца кассы — Марии Дохнович — признан одним из шедевров мастера. Девочка в розовом платье сидит на фоне ковра и держат розу и богато инкрустированный кинжал — эмблемы любви и смерти. Отец девочки — Георгий Дохнович — от портрета отказался.
Эта работа — вершина творчества Врубеля-графика. Художник выполнил произведение чёрной акварелью, что подчеркнуло накал страстей и драматизм литературного сюжета Михаила Лермонтова. В его трактовке падший ангел соединяет в себе мужские и женские черты, являясь посланцем мира, где пол — лишь условность.
Образ демона — частый мотив в творчестве Михаила Врубеля. «Демон сидящий» был вдохновлён той же знаменитой поэмой Лермонтова. У Врубеля инфернальный обитатель иных миров — не дух зла и тьмы, но воплощение трагической судьбы, внутреннего конфликта, силы человеческого духа и стремления к истине.
Михаил Врубель:
«Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всём этом дух властный, величавый».
«Принцесса Грёза» — панно на сюжет драмы Эдмона Ростана. Романтическая история французского драматурга достигла популярности после премьеры пьесы, которая прошла в Петербурге в январе 1896 года. Тема стремления к любви, совершенству и красоте ценой смерти привлекла Михаила Врубеля своим внутренним драматизмом. Панно вызвало недовольство у членов Императорской академии художеств. Публика на нижегородской художественно-промышленной выставке, где выставлялась работа, также отнеслась к ней враждебно.
«Пан» — вершина врубелевского «Сказочного цикла». Художник изобразил персонажа древнегреческой мифологии в образе морщинистого старика с голубыми глазами и кучерявой бородой на фоне северного ландшафта, словно породнив Пана с Лешим. Сам он называл полотно «Сатир». Мастер написал его буквально за несколько дней.
Это полотно Михаил Врубель посвятил персонажу оперы Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Художник создал эскизы декораций и костюмов постановки, а партию Царевны исполнила его жена Надежда Забела-Врубель. Женщина-загадка на картине — символ двойственной природы красоты, которая и возвышает, и способна утянуть в тёмные омуты сознания. Александр Блок очень любил эту картину, под впечатлением от неё он написал стихотворение с подзаголовком «Врубелю».
В этой работе Михаил Врубель обращается к духам природы, цветов и растений — хранителям истинного знания о мире. В мерцании лунного света просыпается душа сиреневого куста в облике девушки. Гранёные мазки придают полотну эффект движения, постоянной трансформации. Цветы кажутся магическими кристаллами.
Московский период, начавшийся в 1890 году, завершился «Демоном поверженным» и госпитализацией художника из-за душевной болезни. Беспомощный падший ангел Врубеля словно зажат в раме в неестественной позе, но в его глазах виден отблеск горделивой натуры и готовность к борьбе. На выставке, организованной объединением «Мир искусства» в Петербурге, это полотно произвело сенсацию. Любопытно, что художник дорабатывал картину, когда она уже стала достоянием публики.
Александр Бенуа, художник:
«Верится, что Князь Мира позировал ему. Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слёз волнующих картинах. Его Демон остался верен своей натуре».
По заказу журнала «Золотое руно», который задался целью увековечить выдающихся современных писателей, Михаил Врубель взялся за портрет мэтра русского символизма — Валерия Брюсова. Это одна из последних осмысленных работ мастера, который в 1906 году уже с трудом приходил в сознание. Портрет считается незавершённым. И в этом его особый шарм.
1 комментарийВалерий Брюсов, поэт:
«...Едва рука Врубеля брала уголь или карандаш, она приобретала необыкновенную уверенность и твёрдость. Линии, проводимые им, были безошибочны. Творческая сила пережила в нём всё. Человек умирал, разрушался, мастер — продолжал жить».