Саид Азими (Мехди Беджестани) — примерный семьянин, любящий отец и муж, добросовестный рабочий и ветеран ирано-иракской войны. Однако по ночам он берёт на себя миссию, которую для него выбрал якобы сам бог, — Саид «очищает» священный город Мешхед от проституток. Однажды в город приезжает прогрессивно настроенная журналистка Рахими (Зара Амир Эбрахими). Девушка начинает собственное расследование жестоких преступлений, намериваясь добиться справедливости.
Али Аббаси — режиссёр иранского происхождения, который уже давно работает в Европе. «Убийцу…» Аббаси снимал в Иордании, а выпускал в Дании. На родине такой фильм вряд ли бы прияли. Действие картины, основанное на реальных событиях, происходит в 2001 году, однако его актуальность ощущается и сейчас.
Социальный дискурс завязан в картине плотно: год назад после смерти 22-летней девушки от рук полиции за неправильное ношение хиджаба иранские женщины, организовавшись в целое фем-движение, вышли на протесты против устаревших патриархальных укладов. В XXI веке женщина на Востоке по-прежнему может оказаться в тюрьме, если появится в общественном месте с неправильно покрытой головой.
Что же касается пути секс-работниц, то режиссёр и здесь даёт краткий, но понятный контекст — у этих женщин не было другого выхода: кто-то только таким способом может прокормить семью, а кто-то по уши погряз в долгах. При этом иранское общество, в котором мужчине отведена доминантная роль, одобряя наличие проституток на улице, пользуется их услугами, а власти не делают ничего для повышения благосостояния нуждающихся. Однако параллельно они одобряют и действия религиозного фанатика Саида, который решил, что может лишать женщин жизни лишь потому, что они были вынуждены пойти торговать своим телом.
В этом плане только Рахими готова постоять за права женщин. Причём, по задумке Аббаси, такая героиня нужна была обществу не только в 2001 году, но и сейчас, о чём говорит яркая отсылка с платком, небрежно покрывающим голову журналистки. Девушка ушла из редакции из-за домогательств главного редактора. Теперь её яростная и отчаянная цель — защитить тех, до кого нет дела буквально никому. Смелость и упорный взгляд вперёд — вот что позволило непрофессиональной актрисе Эбрахими поверить в свою героиню и подарить фильму неповторимый образ.
Аббаси делает ставку на игру актёров и социальный подтекст. За тем, как Саид ведёт свою размеренную жизнь между убийствами, зритель наблюдает с самого начала. Интриги, необходимой детективу или триллеру, никакой нет. Линия журналистского расследования является превалирующей и увлекает больше саспенсом, чем условностью жанра.
Отдельная находка Аббаси в том, что колоритный и самобытный Восток, манящий европейский глаз, показан вовсе не шикарными дворцами, святынями и небоскрёбами, возведёнными там, где когда-то была пустыня. Режиссёр показывает маленькие тёмные улочки, бедные дворы и дома, пыль, грязь, неприветливость дешёвых забегаловок, отчуждённость местности. Аббаси документирует не пышность и красоту, а жестокость и бессилие, подноготную шикарных фасадов и несчастия множества людей.
Приверженность жанру и драматургическим интригам — лишь условна. На первом месте в «Убийце…» — свобода и независимость человека, его неотъемлемое право на достойную жизнь вне зависимости от статуса.
Текст — София Маргацкая.
Комментарии к «Не надевать платок: рецензия на фильм «Убийца „Священный паук“»