История Санкт-Петербурга богата проектами неудавшихся маяков. Всё началось в 1722 году, когда Пётр I решил украсить вход в гавань в Кронштадте гигантским маяком в виде огромной арки, под которой должны были проходить корабли. Император вдохновлялся Фаросским маяком и Колоссом Родосским и мечтал построить ещё более масштабное сооружение. Однако Петру I было не суждено завершить проект: в 1725 году он скончался, а Екатерина II увидела почти пустую казну и решила заморозить и затем прекратить амбициозную стройку.
Идея маяка-великана вновь возникла в 1931 году. Советские власти объявили конкурс на проектирование 120-метрового памятника возле Морского канала с Владимиром Лениным, который должен встречать всех приплывающих в город. Три отборочных тура успешно преодолели несколько кандидатов.
Маяк с Лениным, похожим на фараона в пирамиде, показался слишком «древнеегипетским». Проект с Лениным на вершине маяка забраковали, поскольку стоящий у подножья неизвестный моряк вышел крупнее «вечно живого». Власти выбрали проект корабля с Лениным на носу, но за время конкурса денег на него не осталось.
В наше время ещё один проект маяка не пережил финансового кризиса. В 2009 году скульптор Альберт Чаркин предложил установить возле пересечения дамбы и Морского канала 70-метровую скульптуру покровителя Российского флота Андрея Первозванного. Он должен был разместиться на 50-метровой пирамиде с музеем ВМФ внутри.
В 1919 году новая власть решила заменить связанные с религией кладбища на прогрессивные крематории. В Ленинграде приняли решение построить двухэтажное здание на территории Александро-Невской Лавры, которое станет символом победы науки над религией. В крематории планировались несколько залов, комнаты для священнослужителей и певчих. В городе провели архитектурный конкурс с наградой от 5 000 до 15 000 рублей и даже вырубили для строительства старинный 200-летний Митрополичий сад за Лаврой.
Среди 200 заявок выбрали проект Ивана Фомина «К небу», который в итоге забраковали из-за башни над зданием, по которой душа якобы направлялась на небеса. Власти решили доработать проект «Жертва» Артемия Джорогова, который сначала показался слишком «восточно-армянским», и приняли его после правок.
Однако из-за недовольства церкви и некоторых органов власти проект признали нежелательным. На это повлияли и наступления армии белых осенью 1919 года, которые привели к нехватке рабочих и финансов. В качестве временного крематория в 1920 году приспособили здание бань рядом со Смоленским кладбищем.
После революции 1917 года советский конструктивист Владимир Татлин создал проект символа коммунизма. Небоскрёб в центре города должен был вдохновлять будущие поколения на свершения и объединять людей по всему миру. Сооружение, посвящённое III Интернационалу, также называли новой Вавилонской башней.
Проект состоял из трёх геометрических структур, вращающихся вокруг своей оси. В основании, кубе, законодательной власти полагалось проводить заседания. В центре, пирамиде, должна была восседать исполнительная власть. На вершине, в цилиндре и полусфере, оставили место информационной власти.
Всё в этой башне было символично: наклон такой же, как у оси Земли, вращающиеся конструкции соотнесены с оборотом планеты, высота (400 метров) кратна земному меридиану (1:100 000). Форма спирали олицетворяла движение освобождённого человечества, а несущую мачту памятника собирались направить к Полярной звезде.
К концу 1920-х годов советские власти охладели к авангардзизму, и башня вместо символа коммунизма стала источником вдохновения для архитекторов. Макеты башни можно увидеть в Третьяковской галерее, Центре Помпиду в Париже, Музее современного искусства в Стокгольме, Художественном училище имени Савицкого в Пензе, Королевской академии художеств в Лондоне и главной столовой Оксфордского университета.
В 1771 году механик-самоучка Иван Кулибин предложил проект деревянного моста через Неву длиной 298 метров. Мост должен был стать самым длинным в мире и состоять их двух галерей: верхняя — для людей, нижняя — для транспорта. Высота позволяла проходить под переправой кораблям с мачтами и парусами.
Учёные Академии наук недоверчиво отнесли к идее, которая была слишком амбициозной для того времени: в городе был только один Исаакиевский плашкоутный мост, соединявший Васильевский и Адмиралтейский острова. Чтобы убедить экспертов, Кулибин создал модель моста длиной 30 метров на углу набережной Лейтенанта Шмидта и 7-й линии Васильевского острова и предложил скептикам испытать её.
Несмотря на том, что проверка оказалась успешной, городские власти так и не решились на мост: переживали, что переправа испортит вид на центр города, а деревянные конструкции вряд ли прослужат дольше 30 лет.
В начале ХХ века на Петроградской стороне остался единственный остров, который не присоединили к береговой линии. На нём располагались водочный завод и винные склады. Власти пообещали обустроить на Ватном острове общественное пространство и сделать набережную Малой Невы самой красивой в городе.
В парке собирались разместить дворец выставок, музей, парк, рестораны, развлекательные павильоны и аллеи с фонтанами. Параллельно существовала вторая, но менее популярная идея: построить на острове огромный стадион на 30 000 зрителей в «русском национальном стиле» и сделать его центром спортивной жизни.
Первая мировая война нарушила планы по созданию парка, а после революции 1917 года власти решили открыть на острове спортивно-оздоровительный комплекс. В городе провели конкурс на проект «Первых районных терм» с баней, ванной и душем, бассейном, гимнастическим залом и помещением для спортивных состязаний.
В итоге территории нашли более практическое применение и разместили в зданиях алкогольных складов институт прикладной химии. К середине века засыпали канал, отделяющий пространство от Петроградской стороны, и Ватный остров перестал существовать. В наше время на бывшей территории острова собирались построить «судебный квартал», но отказались от этой идеи. Власти предложили создать там арт-парк.
Как в Петербурге чуть не построили аналог Третьей авеню в Нью-Йорке с летающими над землёй горожанами? Где в Ленинграде могли появиться сталинские высотки? Если вы ещё не знакомы с первой частью нашего материала про альтернативный город, добро пожаловать. И обязательно ждите продолжение увлекательных историй о прошлом и настоящем Петербурга в рамках наших премиальных рассылок.
1 комментарий