В разных городах России прямо перед Новым годом обычные люди попадают в круговерть непростых событий. В деревне Глухарёво жители во главе с Василием (Фёдор Добронравов) ждут приезда Джеки Чана, ведясь на обман в интернете. Лариса (Елена Валюшкина) пытается доказать своему мужу Валере (Алексей Серебряков), что имеет право на ведение видеоблога. Федя (Евгений Кулик) хочет скрыть своих друзей и увлечения ролевыми играми от своей девушки (Виктория Агалакова), с которой он планирует встретить Новый год. Наконец, Катя (Александра Розанова), будучи сотрудником адвокатской конторы, вынуждена вручить повестку в суд своему молодому человеку (Влад Прохоров), но придумывает другой план, чтобы спасти его от заключения. Всех этих героев смогут объединить только новогоднее чудо и вера в человеческую доброту.
Изначально «Ёлки» создавались как франшиза, которая должна была встроиться в новый культурный код России, как «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», и стать альтернативой для новогоднего марафона. В целом серии кинофильмов это удалось, и «Ёлки» как явление действительно стали атрибутом предновогодней суматохи. Однако, как правило, речь идёт о первых частях, когда главные роли в фильмах отдавали Ивану Урганту и Сергею Светлакову. Как только их актёрский дуэт исчез с экранов, на франшизу посыпались негативные отзывы.
Тем не менее в этом году «Ёлки 9» собрали неплохой звёздный состав: это и Фёдор Добронравов, всегда радующий своей харизмой, и замечательный Ян Цапник, который, к сожалению, всё ещё на второстепенных ролях. Также на экране появляются обворожительная Елена Валюшкина и Евгений Кулик, который не только органично смотрится в своём амплуа скромняги, но и является одним из авторов сценария. Отдельно стоит отметить Алексея Серебрякова — он впервые появился на экране в комедийной роли, несмотря на всю свою суровость.
Хороший актёрский состав — это тот крючок, который и должен зацепить зрителя эмоционально. Всё знакомо и просто, причём как на уровне кастинга, так и на уровне сюжета.
«Ёлки 9» — не исключение. Создатели делали фильм по формуле успеха всех предыдущих частей. Это уже сложившаяся традиция — много новогодних новелл постепенно сливаются в единую сюжетную линию. Правда, в этот раз сценаристы почему-то решили продолжить историю Феди и Люси из прошлой части. Вероятно, поэтому она показалась обрывочной и даже как будто бы лишней. Хотя в ней и кроется простая, но важная истина — всё тайное становится явным. Что касается остальных историй, то они кажутся наивными и не до конца драматургически проработанными. Переходы с одной истории на другую плавные, нарушений логики монтажа нет. Но если заглянуть внутрь каждой новеллы и превратить их в несколько короткометражек, окажется, что где-то хватило бы и пары минут, чтобы показать суть.
При всей наивности и лёгкости «Ёлок 9» далеко не все истории заканчиваются хэппи-эндом. Например, Катя так и не даёт однозначный ответ своему парню после ссоры, финал остаётся открытым. И это хорошо. Ведь так у зрителя есть возможность унести с собой хотя бы небольшую часть интриги.
Особенно порадовала история Ларисы и Валеры с их спорами о видеоблоге. Эта новелла основана на реальных событиях, у Ларисы есть прототип — женщина на пенсии, которая также снимала в блог свою жизнь, в том числе и бытовую. Но если взглянуть на эту историю глубже, то она гораздо грустнее, чем её пытались сделать создатели. Она о несбыточной мечте и невозможности наладить диалог с человеком, который с вами уже 30 лет. Это повод задуматься всем нам, особенно когда на пороге Новый год, — а достаточно ли хорошо мы знаем своих близких?
Самая неудачная история во всём фильме — линия с деревней Глухарёво. За счёт этой новеллы все сюжетные линии сплетаются воедино. Сценаристы нашли неплохой выход, чтобы привести всех к общему финалу. Но её смысл, заключающийся в том, что «нужно любить родную деревню», кажется слишком глупым, а герои его практически проговорили зрителям в лоб. Возможно, стоило добавить, что для родных мест нужно делать что-то хорошее и полезное. В этом ведь и есть любовь.
«Ёлки 9» хоть и не самое удачное кино, но ругать его не хочется, поскольку франшиза действительно стала частью нашего культурного кода. Всё-таки фильм — про чудо и веру в лучшее, про неидеальных, но добрых людей. В конце концов, он простой. В Новый год кино таким и должно быть.
Текст — София Маргацкая.
Комментарии к «Ради веры в чудо: рецензия на «Ёлки 9»