Татьяна Викторовна или просто Таня (Дарья Савельева) — преподавательница театрального кружка в самой обыкновенной общеобразовательной школе. Вместе со своими подопечными она выезжает на фестиваль в Сочи с говорящим названием «Россия. Театр. Дети». Но поскольку Таня сама ведёт себя как ребёнок, на школьные гастроли отправляется завуч Мария Генриховна (Полина Кутепова). Ей ещё только предстоит сообщить Тане, что театральный кружок расформировывают из-за оптимизации бюджета. А пока впереди их ждут приключения, полные всяких неприятностей, но с глотком свободы.
Комедия Анны Кузнецовой кажется довольно простой и поверхностной, но это лишь на первый взгляд. Фильм, как хорошее вино, раскрывается постепенно — с каждой последующей сценой, с каждым поворотом несложного, но глубокого сюжета. По своей общей атмосфере и стилю он очень напоминает фильмы Наталии Мещаниновой или Бориса Хлебникова, которых в российском кино прозвали «новыми тихими». Ведь они не кричат о наболевшем, а аккуратно фиксируют быт и повседневность, подмечая лишь тонкие детали. Подробнее о «новых тихих» и о том, как развивалось российское кино, можете ознакомиться в нашей статье.
Такое сравнение не случайно — Борис Хлебников числится креативным продюсером фильма и мастером Кузнецовой. Команда у фильма вообще выдалась интересная — оператор Яни-Петтери Пасси и продюсер Юсси Рантамяки, которые работали над «Купе номер 6», а сценаристка Екатерина Задохина — постоянный соавтор и подруга режиссёра.
Влияние старших коллег по цеху вряд ли превалирует — Кузнецова как дебютантка самостоятельно показывает высший пилотаж и снимает одновременно очень простое и сложное кино на полутонах.
Кузнецова вдохновляется «Ста днями после детства» Сергея Соловьёва, «Доживём до понедельника» Станислава Ростоцкого, «Крыльями» Ларисы Шепитько. Советская традиция искать наболевшее в такой неповоротливой системе, как школьное образование, чувствуется. Но традиция явно адаптирована на новый лад. Да, героиня Савельевой — довольно либеральный и свободный педагог, но и строгий завуч в исполнении Кутеповой не в оппозиции к ней, а очень даже в расположении. Просто не всегда готова это показать из-за сковывающих обязательств и норм.
Отношения, выстроенные на притяжении и отталкивании, — это та удивительная нить, на которой и держится весь фильм. К тому же Дарья Савельева и Полина Кутепова — прекрасный актёрский дуэт, который как раз и сложился из полутонов. Порой даже трудно понять и описать, что между ними происходит — вражда или дружба, коллегиальные или простые человеческие отношения. И вот это вполне ощутимое, но неописуемое «что-то» определяет весь сюжет.
От строгих взглядов и закатанных глаз обе женщины приходят к возможности вместе выпить шампанского, пьяными выпустить устриц в море, потерять обувь по пути в номер, случайно оказаться на армянской свадьбе. Надо отметить, что режиссёр умеет отбирать по-настоящему живые сцены для истории. Поэтому по возвращении с таких насыщенных каникул обе не могут принять реальность, поскольку произошёл серьёзный надлом — оказывается, жизнь бывает и такой. В общем-то, фильм Кузнецовой об этом — ничто хорошее не может длиться вечно, но нужно уметь наслаждаться моментом.
На фоне конфликта двух главных героинь происходят и конфликты среди детей. Здесь уже чувствуется вдохновение фильмами Динары Асановой, которая большую часть своей карьеры посвятила историям о подростках. Можно было бы упрекнуть, что дети в «Каникулах» какие-то искусственные. Матом не ругаются, не пьют, не курят. Как спрашивает героиня Магоги Мачульской: «Вы „Эйфорию“ смотрели?». Конечно, в её 14 лет ей кажется, что настоящая жизнь и драма как раз там.
Однако жизнь, драма и веселье происходят здесь и сейчас: первая неразделённая любовь и невозможность играть с предметом воздыхания на сцене, понимание, что школа и детство скоро закончатся, а впереди — неизвестная взрослая жизнь. По ощущениям подростков, это последние каникулы, последние гастроли, последнее что-то хорошее, граница времени, когда можно всё. Кузнецова и здесь удивительно точно работает с детьми, которые органичны в каждой сцене и каждом кадре.
Третий пласт проблем, который разворачивается в «Каникулах», — это противостояние системе. Комиссия фестиваля просит поменять название спектакля: вот, мол, «Земляничное вино» не могут показывать на детском фестивале, а «Земляничный нектар» — пожалуйста. Кузнецова вообще аккуратно посмеивается над подобными мероприятиями, доводя лицемерие вышестоящих до абсурда. Отличный пример — прекрасный эпизод, когда Таня просит Марию Генриховну достать ей с торта две театральные маски — грустную и весёлую — чтобы съесть. И вот они уже обе становятся апологетом невинного творчества, а не запретов. Ведь для детей не так опасно слово «вино» в названии спектакля, сколько невозможность выразить себя.
Текст — София Маргацкая
Чтобы распробовать это кино на вкус, возможно, стоит его посмотреть не один раз. Здесь есть и над чем посмеяться, и над чем поплакать, и что поразгадывать — ведь многослойное кружево драматургии удивляет. Таких обаятельных работ наш зритель не видел уже давно.
Хотите быть в курсе всего самого интересного в городе? Подписывайтесь на нас в Telegram в Москве и Санкт-Петербурге. Рекомендации от KudaGo, планы на выходные, интересные события, места и подборки — читайте нас там, где вам удобно.
Комментарии к «Всё хорошее быстро заканчивается: рецензия на фильм «Каникулы»