Шарль Азнавур (Тахар Рахим) рос в бедной семье армянских беженцев, пережил Вторую мировую войну и проделал мучительный путь к большой сцене и славе. Он начинал в дуэте с Пьером Рошем (Бастьен Буйон) и выступал на разогреве у Эдит Пиаф (Мари-Жюли Бо). Азнавур прошёл сквозь пустые залы, уходящих с его концертов зрителей и насмешки прессы, которая не верила в него из-за внешности — главная преграда на пути к мечте. Но мэтр никогда не переставал писать песни и навсегда остался одним из главных музыкантов эпохи.
Снимать байопики — дело опасное. Для сценаристов и режиссёров всегда есть риск пройтись лишь по верхам биографии и не представить авторского взгляда на важную фигуру. Для актёров велика вероятность утонуть в пародии, а не в психологическом переосмыслении.
Команда «Месье Азнавура» угодила как раз в распространённые ловушки биографического сюжета. И то ли авторы побоялись своего голоса, то ли действительно сыграло роль то, что сам Азнавур ещё при жизни успел поучаствовать на ранних этапах разработки проекта. Жизнь исполнителя была яркой, и вместить всё самое важное в два часа хронометража практически невозможно.
Однако Мехди Идир и Гран Кор Маляд решили не идти по пути того же Али Аббаси и его байопика о Дональде Трампе. Режиссёры попытались проследить путь Азнавура от детства до становления легендой, но ближе к финалу забросили эту затею и оборвали смысловые нити где-то на середине 50-х, когда шансонье получил первое по-настоящему широкое признание.
Лента поделена на главы — от детства и юности до зрелых песен, первых оваций и первых разочарований. Такое драматургическое деление несколько оправдывает бешеный темп фильма — некоторые детали и эпизоды даны вскользь, а поймут их лишь поклонники исполнителя.
Излюбленный приём режиссёров в картине — это бобслей. Какие-то более или менее ключевые моменты из жизни Азнавура показаны чуть подробнее, однако в основном лента представляет собой быструю нарезку красивых кадров: Азнавур впервые слушает романсы, Азнавур пишет первую песню, Азнавур женится, Азнавур разводится, Азнавур становится звездой.
Другой камень преткновения — это выбор на главную роль Тахара Рахима. Эффектный выходец из алжирской семьи и настоящая кинозвезда «Мавританца» никак не подходит под описание, которыми плевалась пресса в сторону Шарля Азнавура. Даже грим красавцу к лицу. А ведь внешность артиста была главной преградой на пути к его мечте. В этом и был основной конфликт жизни талантливого музыканта. Рахим при всех своих выдающихся актёрских данных лишь приблизительно рисует портрет кого-то похожего на Азнавура. Однако наблюдать за актёром и его довольно точным пластическим перевоплощением так или иначе интересно.
Единственное мощное попадание фильма — музыка. В этом смысле «Месье Азнавур» похож даже на мюзикл или двухчасовой музыкальный клип, где есть возможность послушать в оригинальном исполнении Азнавура и иногда Пиаф.
Текст — София Маргацкая
Ничего нового в жанр музыкального и биографического кино Мехди Идир и Гран Кор Маляд не вносят. Фильму сильно не хватает глубины, фокуса и авторской оптики переосмысления. Поход в кино на этот фильм лучше заранее расценивать как посещение концерта французского шансона. Музыкальные паузы сильно выигрывают на фоне поверхностного пересказа фактов.
Хотите быть в курсе всего самого интересного в городе? Подписывайтесь на нас в Telegram в Москве и Санкт-Петербурге. Рекомендации от KudaGo, планы на выходные, интересные события, места и подборки — читайте нас там, где вам удобно.
Комментарии к «Легенда о звезде: рецензия на фильм «Месье Азнавур»