Подтвердите ваш email, чтобы активировать аккаунт.

Губительная вера в чудо: рецензия на фильм «Пришелец»

В последнее время режиссёра Ивана Соснина можно всё чаще увидеть в конкурсных программах различных кинофестивалей. Его малобюджетное камерное кино «Пришелец» попало на ММКФ и на фестиваль Voices в Вологде. На последнем он получил призы за лучший фильм и лучшую режиссуру. Однако автор-оптимист даёт осечку, и вера в чудо, на которой строится его философия, приводит к ложным выводам. Чем опасна связь с инопланетянами и побег с Земли, читайте в нашей рецензии. Ещё больше обзоров премьер и рецензий на фильмы ищите у нас на сайте в разделе про кино.

12+
98
«Пришелец»
Фото: film.ru

Лёша (Максим Стоянов) живёт в небольшой деревне на Урале. Местные прозвали его «дурачком» и «космонавтом», потому что Лёша живёт в доме из мусора и надеется поймать связь с инопланетными цивилизациями. 20 лет назад так пропала его мама (Василина Маковцева). Она тоже верила в инопланетян, и они якобы забрали её на другую планету. Однажды на пороге его дома появляется девочка Яна (Алёна Мирошникова) с космически голубыми глазами.

Фото: rg.ru

Иван Соснин — выходец с Урала. Его кино пронизано невероятным светом и добром, а ещё имеет хороший потенциал, чтобы стать народным. Излюбленный жанр режиссёра — роуд-муви. «Далёкие близкие», сериал «Юг», будущий фильм «Легенды наших предков» — все они повествуют о герое или героях, которые отправляются из одной точки в другую.

Все картины Ивана Соснина примерно об одном и том же — о поиске родных душ и важности взаимопонимания.

«Пришелец» — проект выстраданный, но не менее оптимистичный. Режиссёр часть ленты снимал на собственные деньги, особо не рассчитывая на успех. В смысловом ядре — всё те же размышления о человеколюбии, гуманности и милосердии.

По форме же «Пришелец» далеко не привычное для Соснина роуд-муви, а камерная драма в духе житейской фантастики. Здесь в обычную уральскую деревню могут наведаться инопланетные существа в образе маленьких девочек с выразительными глазами, а главный герой может жить в не менее фантастическом доме из мусора. Кстати, это реально существующая на Урале локация, которую возводили 20 лет. В фильме дом живёт отдельной жизнью и является самостоятельным героем.

Фото: rg.ru

Безусловно, режиссёру удаётся очень мягко подружить магический реализм с обыкновенной жизнью в русской глубинке. Соснин удивительным образом не падает в чернуху, а местных жителей не показывает как несчастный обделённый народ. У них есть свои радости, не менее прекрасные, чем у горожан из столиц. Например, ламповые дискотеки, где можно повеселиться от души. Или местные аутентичные магазины с хлопьями, баранками и солёными огурцами. Это всё наделяет фильм особой атмосферой и показывает альтернативный взгляд на жизнь вдали от больших городов. От беспросветности зритель несомненно устал.

Но такой оптимизм оказывается губительным: режиссёр незаметно надевает на зрителя розовые очки, которые, как известно, бьются стёклами внутрь. Нарастающая ненависть к местному безобидному «дурачку» разрешается слишком просто — волшебным побегом с Земли в новые галактики.

Фото: kinotv.ru

Более того, в контексте «Пришельца» разрешение слишком острого конфликта и кипящей к «не такому, как все» ненависти играет со зрителем злую шутку. Мы наивно готовы поверить в чудеса, которых в жизни не бывает. И пока Шон Бэйкер и его «Анора» показывают реальную сторону сказки, Иван Соснин в «Пришельце» лишь кормит губительную веру в мифические чудеса. Страх от кровной расправы за инаковость никак не может решаться волшебным исчезновением. В противовес можно вспомнить «Айту» Степана Бурнашёва, где гнев толпы в финале выходит на невероятно высокий уровень драматизма.

«Пришелец» лишь заигрывает с темой фантастики и космоса. Соснин отчаянно пытается нащупать форму для высказывания по таким темам, как буллинг, жестокое обращение с животными и природой, врождённая жестокость людей, глупые предрассудки к тем, кто хоть немного отличается. Но всё это разрушается на фоне слишком искусственного и неорганичного вплетения вымысла в канву реальности. Куда лучше и эффективнее в этом плане оказалась лента Анны Меликян «Чувства Анны». Это кино более живое, пластичное и актуальное. Здесь есть и ирония, и зафиксированная боль эпохи, в которую мы живём, и аллюзии на реальность.

«Пришелец» Соснина слишком пресная сказка, в достоверность которой верится с трудом.
Фото: film.ru

Но если и смотреть «Пришельца», то ради великолепного и очень трогательного Максима Стоянова, который наконец-то удостоился первого плана. Но и на второй план Соснин берёт не мега-звёзд, а аутентичных актёров — например, Василину Маковцеву и Сергея Фёдорова из труппы екатеринбургского «Коляда-театра».

Текст — София Маргацкая

Наслаждение от актёрских работ, к сожалению, всё равно никак не перебивает привкус обмана. Ничего не может быть обиднее, чем узнать, что бороться с человеческой жестокостью бессмысленно.

Хотите быть в курсе всего самого интересного в городе? Подписывайтесь на нас в Telegram в Санкт-Петербурге и в Москве. Рекомендации от KudaGo, планы на выходные, интересные события, места и подборки — читайте нас там, где вам удобно.

Необычные концерты в Соборе Петра и Павла. 12+
Воспользуйтесь промокодом КУДАГО и получите скидку 20% на билеты. Реклама. ИП Романенко Олег Иванович. ИНН 771471613250.
Смотреть расписание

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+


Дополнительная информация

Возрастное ограничение
12+
Опубликовано ID51879

Комментарии к «Губительная вера в чудо: рецензия на фильм «Пришелец»

Рекомендации

Рассылки от KudaGo

Будь в курсе самого интересного в
Выберите рассылку:

Подписка оформлена

Спасибо!

Рейтинг страницы 0 из 5 (0)

Пожалуйста, оцените эту страницу

Оцените страницу

Отправляя данную форму, вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Спасибо!