Флора (Виктория Исакова) — водитель троллейбуса. По вечерам, когда она развозит людей по домам, она ещё и поднимает им настроение своими шутками. У Флоры трое сыновей — Петя (Слава Копейкин), Юра (Макар Хлебников) и Руслан (Хетаг Хинчагов). Все они от трёх разных мужей. Но братья, хоть и сильно отличаются друг от друга, пытаются ужиться вместе в одной квартире. Правда, первый — бандит, второй — художник, третий — коммерс. К чему приведёт такое соседство, зрителю ещё только предстоит узнать.
Сергей Тарамаев и Любовь Львова известны своей тонкой режиссурой, которая с одной стороны дотошна до деталей и достоверности, а с другой — погружает в какой-то новый незнакомый мир из-за выверенной условности. «Дети перемен», конечно, не исключение в этом смысле.
Даже в сюжетной составляющей выбор героев не случаен. Три брата здесь работают как олицетворение разных кусочков эпохи. Петя — портрет бандитов, Юра — утончённых романтиков и интеллектуалов, Руслан — торгашей. Каждый выживает так, как может. У каждого свой путь, но все они, очевидно, в какой-то точке пересекутся.
Ещё одна важная черта режиссуры Тарамаева и Львовой — это цитаты из кино. «Апокалипсис сегодня», «Большой Лебовски», «Лицо со шрамом», «Жмурки» — отсылки к этим фильмам насмотренный зритель найдёт уже в первых двух сериях. А ещё послушает монолог Сони из чеховского «Дяди Вани» и вспомнит арию Германна из «Пиковой дамы». «Дети перемен» по крайней мере хотят казаться кино интеллектуальным. Вот только не всегда удачно и оправданно это получается.
Сериалу сильно мешает налёт телевизионного мыла. Причём не столько в визуальных средствах, сколько в самой истории и драматургии. Проект продвигается как семейная сага, а потому упор идёт на личные взаимоотношения героев. Тут и запутанные страсти Флоры, и влюблённости её сыновей, и отношения отцов и детей, и множество других не сильно обязательных погружений. Из-за обилия персонажей и ключевых драматургических линий фокус рассеивается. Единства не выходит, в сухом остатке — набор баек и микро-сюжетов.
Местами сериал всё же берёт крен в одну сторону и уделяет слишком много времени линии Пети и его бандитским разборкам. А про Руслана, например, мы практически ничего не узнаем за первые два часа просмотра. Фокус на лихих 90-х даже опошляет сериал и не рассказывает ничего нового. Зритель уже видел зарождение банд в «Слове пацана», путешествовал по России того времени в «Ладе Голд», ностальгировал в «Мире! Дружбе! Жвачке!», учился на реальных событиях из «Лихих», пел известные песни из «Комбинации». Есть столько способов поговорить об излюбленной, но порядком избитой культуре, однако же Тарамаев и Львова наступают на те же грабли, что и большинство их коллег в этом деле. Всё снова сошлось на преступности и препарировании того, как в «90-е убивали людей».
Из-за такого крена в сторону бандитских разборок почти через каждый эпизод не срабатывает и заявленная семейная сага. Центр истории разваливается. А те герои, что по логике должны быть основными, уходят почему-то на второй план.
А ещё «Дети перемен» то ли намеренно, то ли случайно вобрали в себя цитаты из других подобных современных проектов.
Текст — София Маргацкая
Проект даже таких успешных шоураннеров даёт осечку и доказывает, что тема изжила себя. А значит, с модой на 90-е точно пора заканчивать.