Влияние немецкого экспрессионизма
Искажённая реальность, безумие персонажей, неразрывная связь жизни и смерти — далеко не новаторские приёмы. Всё это возникло ещё в 1920 году, когда выдающиеся немецкие режиссёры начали обращаться к психоанализу. Большинство героев Бёртона, устройство пространств в его картинах и художественные приёмы повторяют поэтику Роберта Вине, Фрица Ланга и многих других экспрессионистов. Однако Бёртон не прибегает к слепому копированию, а дополняет стилистику немецкого экспрессионизма своими собственными разработками и уникальными идеями.
Арт-мейнстримный стиль
Тим Бёртон — один из немногих современных авторов, которому удаётся создавать необычное кино с нестандартным подходом, при этом имея огромный коммерческий успех. Режиссёр всегда отстаивал право на реализацию исключительно тех проектов, которые вдохновляют его самого, не работая по указке студийных боссов и не снимая исключительно в коммерческих целях. Даже картина «Бэтмен», основанная на сюжете популярных комиксов, вышла далеко за пределы классического блокбастера. Все эти нехарактерные для голливудского кино подходы не помешали Бёртону стать одним из самых кассовых режиссёров, не изменяющем себе в чудачестве.
Стремление к реалистичности
Первые шаги в мире большого кино Бёртон делал в качестве мультипликатора. До сих пор он наполняет свои сказочные миры анимационными вставками. Большинство его работ были созданы с помощью покадровой анимации, несмотря на стремительное развитие цифровых технологий. Именно поэтому герои мультфильма «Труп невесты» и «Франкенвини» кажутся зрителям настолько реальными и осязаемыми: каждое их движение, детали и окружающая обстановка были спроектированы вручную.
С такой же скрупулёзностью режиссёр уделяет внимание и декорациям. В большинстве случаев Бёртон выстраивает целые павильоны для того, чтобы локации не казались искусственными или условными, а с максимальной правдоподобностью передавали атмосферу. Так во время работы над фэнтезийной комедией «Чарли и шоколадная фабрика» режиссёр и его команда выстраивали декорации для каждой сцены, и сцена с шоколадной рекой на фабрике Вилли Вонки не исключение.
Мир глазами ребёнка
Несмотря на то, что киновселенная Бёртона зачастую оказывается полна трагических, порой жутких и несправедливых моментов, в ней всё же есть место для наивности, непосредственности и искренности. Дети — одна из важнейших составляющих фильмографии режиссёра, чей честный и ясный взгляд на мир даёт надежду на то, что добро сумеет победить даже в самые тёмные времена. При этом образы взрослых людей на их фоне становятся комичными и гротескными.
В «Доме странных детей мисс Перегрин» главный герой-подросток Джейк подвергает свою жизнь опасности, пока его отец безразлично слоняется в пределах острова, списывая странности своего сына на психические отклонения. В «Чарли и шоколадной фабрике» взрослые персонажи, включая отца Вилли Вонки, наглядно демонстрируют пагубность плохого воспитания и чрезмерной опеки, разрушающей хрупкий детский мир в угоду своим собственным амбициям. А главная героиня «Алисы в Стране чудес» и вовсе бросает вызов старшему поколению, привыкшему соответствовать навязанным и общепринятым правилам.
Смерть как основа сюжета
Смерть в произведениях Тима Бёртона не является источником вселенского зла и первобытного страха, поскольку режиссёр говорит о ней, как о любом другом естественном процессе человеческой жизнедеятельности. Основные события мультфильма «Труп невесты» происходят в загробном мире, куда попадает молодой человек Виктор, вынужденный балансировать меж двух миров. Главный герой «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит» и вовсе оказывается жестоким серийным убийцей, который, вопреки своей природе, импонирует зрителям и вызывает у них сострадание. В комедийном фильме ужасов «Битлджус» призраки являются в мир смертных, устанавливая свои собственные правила.
Режиссёр и его звёзды
Какими бы разнообразными, непохожими друг на друга и самобытными не были картины Бёртона, объединяет их лишь одна неизменная вещь — идеально подобранный актёрский состав. Стоит подумать о каком-то конкретном фильме или герое бёртоновской киновселенной, как в голове тут же возникает образ актёра, исполнившего его на экране. Подобные ассоциации возникают во многом благодаря тому, что режиссёр предпочитает работать с определённым кругом представителей актёрского ремесла, которые кочуют из одной его картины в другую.
Продолжительное сотрудничество Бёртона с Джонни Деппом стало одним из самых культовых актёрско-режиссёрских тандемов. Бывшая жена режиссёра и по совместительству одна из его ярчайших муз Хелена Бонем Картер снялась в семи его фильмах, по большей части появляясь на экране в образе безумных антагонисток. Среди эпизодических, но от того не менее запоминающихся персонажей можно встретить выдающегося британского актёра Кристофера Ли, который был кумиром Бёртона с самого раннего возраста. Также режиссёр работал с Евой Грин, Вайноной Райдер, Кристиной Риччи и многими другими актёрами, ряды которых с недавних пор пополнила юная актриса Дженна Ортега.
Текст — Мария Влажина
Сегодня Тим Бёртон по-прежнему остаётся одним из самых влиятельных режиссёров. Он умеет удивлять своих зрителей, погружая их в сказочный мир, полный противоречий, тайн и гнетущей атмосферы. Но самое главное, что в каждую историю и каждого героя он вкладывает всю свою любовь, проецируя страхи, надежды и мечты в их странные и нестандартные образы.
Хотите быть в курсе всего самого интересного в городе? Подписывайтесь на нас в Telegram в Санкт-Петербурге и в Москве. Рекомендации от KudaGo, планы на выходные, интересные события, места и подборки — читайте нас там, где вам удобно.
Комментарии к «Мрачная готика, чудаковатые персонажи и тема отшельничества: режиссёрский стиль Тима Бёртона»