В России существуют десятки промыслов. Некоторые из них (например, хохлома) известны во всём мире и у многих иностранцев ассоциируются с нашей страной, другие (скажем, старооскольская глиняная игрушка) не столь популярны, но не менее интересны.
Ни одно ремесло не появляется просто так: на его возникновение могут влиять разные факторы — исторические события, народные обычаи и даже климат. Мы не берёмся рассказывать вам о происхождении всех народных промыслов — этому можно посвятить не одну книгу. Но самыми любопытными историями с удовольствием поделимся.
50 оттенков синего
Глину в Гжельской волости начали добывать ещё в XVII веке. Сначала делали из неё аптекарские сосуды, потом — кирпич, после — фарфор. Любопытно, но когда-то произведения гжельских мастеров были разноцветными. В привычные нам сине-голубые оттенки они окрасились с распространением в XIX веке моды на кобальт. Хотя жители Гжели поэтично говорят, что во всём виновато небо: по их версии, оно настолько синее над селом, что было грех не перенести эти удивительные краски на хрупкий фарфор.
Только мы с конём…
Нетрудно заметить, что мезенская роспись напоминает наскальную живопись. Вероятно, именно рисунки древних людей, населявших современную территорию Русского Севера, в своё время вдохновили жителей низовий реки Мезень на создание наивных композиций с конями и оленями в качестве центральных персонажей. Орнаменты мезенской росписи глубоко символичны и восходят к языческим верованиям.
Вдохновляясь морозом
История вологодского кружева началась в помещичьих имениях близ Вологды, где крепостным было велено освоить западноевропейскую технику создания утончённой отделки к платьям и белью. У мастериц получалось настолько хорошо, что со временем они стали оплетать Петербург и Москву. Идеи орнаментов, по всей вероятности, они черпали в морозных узорах на окнах.
Всеволод Рождественский, поэт:
Пальцы, лёгкие и проворные, Заплетают, вспорхнув едва, Как мороз по стеклу, узорные Вологодские кружева.
Национальный бренд с иконописными корнями
Хохломская роспись — пожалуй, самый известный русский промысел. Согласно одной из теорий, он зародился в лесах Заволжья, где скрывались от гонителей староверы. Среди них было много иконописцев и мастеров книжной миниатюры. И те, и другие прекрасно владели кистью, а последние, к тому же, много работали с цветочными орнаментами. Художественные умения переселенцев вкупе с талантом местных токарей обусловили зарождение хохломы.
Лёгкий, как пёрышко
Оренбургского платка не было бы без особой породы оренбургских коз. Из их пуха русские казачки наловчились вязать тёплые изысканные шали с затейливыми узорами.
Неоднократно предпринимались попытки вывезти оренбургских коз за границу, чтобы наладить там производство изделий из нежнейшего материала. Но вот незадача: спустя какое-то время нахождения животных на чужбине их пух теряет драгоценные свойства и становится «обычным». Причина — отсутствие морозного уральского воздуха.
Я его слепила из того, что было
Когда-то на Вятской земле существовал народный праздник — Свистопляска. Его непременным атрибутом была свистулька. В преддверии гуляния жители слободы Дымково добывали местную ярко-красную глину, лепили из неё фигурки-флейты и окрашивали их в яркие цвета.
Со временем праздник канул в Лету, а вот промысел продолжил своё развитие. Дымковские мастера стали создавать не только свистульки, но и игрушки — преимущественно в форме баранов, индюков, скоморохов, барынь, нянек с детьми.
Костяное кружево
То, что косторезное ремесло зародилось близ беломорского побережья, напрямую объясняется географией. С древних времён северяне охотились на моржей и тюленей, искали останки мамонтов. Из добытой кости делались предметы быта и украшения, позднее — предметы декора. Искусные мастера вырезали на белоснежном материале растительные орнаменты, образы животных, сценки народной жизни.
Русская игрушка с японской душой
«Отцом» матрёшки считается художник Сергей Малютин. Вероятно, идея создания разъёмной деревянной куклы пришла к нему после того, как он увидел вкладывающихся одна в другую японских куколок, олицетворяющих богов счастья. Представитель русского стиля, он занимался возрождением народной культуры и потому решил «одеть» фигурки в традиционные сарафаны. Продолжение вы знаете: матрёшка обрела огромную популярность и стала абсолютным национальным символом.
Куда идти, что читать и смотреть?
Ремёсла, о которых мы рассказали в этом материале, — лишь малая часть национального богатства страны. Если вы хотите глубже погрузиться эту тему, мы подготовили для вас некоторые рекомендации.
В Москве советуем посетить Музей декоративно-прикладного и народного искусства, в Подмосковье — музей-заповедник «Абрамцево», в Петербурге — Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Этнографический музей и Русский музей.
У канала «Культура» есть отличный проект, посвящённый народным промыслам. На YouTube-канале можно найти десятки видео, посвящённых гончарному и златошвейному делу, ткачеству, стеклодувному мастерству, лаковой миниатюре и другим видам народного творчества.
На сайте ассоциации «Народные художественные промыслы России» собрано много полезной информации о разных ремёслах. Там же публикуют анонсы тематических выставок.
О происхождении самых известных промыслов и их месте в отечественной культуре хорошо рассказано в книге Алексея Клиентова «Народные промыслы».
Тем, кто хочет создать что-то своими руками в домашних условиях, рекомендуем виртуальные мастер-классы по тагильской, хохломской, мезенской и гжельской росписям, лепке скопинской и романовской игрушек, лозоплетению.
Комментарии к «Россия ремесленная: известные промыслы и их происхождение»