Джон Уик (Киану Ривз) так и остался неуловимым, лучшим в своём деле наёмным убийцей. В новой главе ему предстоит одержать победу над Правлением Кланов, а конкретно — над Маркизом (Билл Скарсгард). И всё это ради свободы. Но прежде — Уик должен победить врага вместе с союзниками, а заодно поквитаться со старым напарником Каином (Донни Йен). Действие фильма разворачивается в Марокко, Японии, США, Германии и Франции.
Строгий чёрный костюм отлично сидит на главном герое франшизы и, кажется, даже не пачкается, сколько бы он ни падал, ни дрался, ни купался в крови. А трата патронов, чтобы добить врагов контрольным в голову, скорее вызывает боль и возгласы по поводу отсутствия хоть какой бы то ни было экономии. Наконец, пафосные диалоги и возвышенные фразы, произносимые без доли шутки и на абсолютном серьёзе, так и вызывают лёгкий смешок. Это могла бы быть обоснованная критика к четвёртому «Джону Уику». Но на самом деле всё так и задумано.
Чад Стахелски в последней части франшизы решил полностью развязать себе руки и уйти в отрыв. Причём настолько, что из финальной версии даже пришлось вырезать 55 минут, чтобы не превращать кино в четырёхчасовой спектакль. И, скорее всего, решение было как нельзя удачным. Сюжет, мотивы, линии второстепенных героев тут вовсе не важны.
Трёхчастную структуру в драматургии и напряжение удаётся держать исключительно за счёт боевых сцен, которые, собственно, и составляют весь фильм. Бесконечные драки являются двигателем сюжета и даже наталкивают на разгадку метафор и символов, заложенных в картине. Сперва поражает бойня в отеле «Континенталь» в Осаке и кажется, что лучше уже ничего не увидеть.
Но для Стахелски, бывшего профессионального каскадёра, это лишь разминка и затравка для зрителя. Впереди ждёт стрельба прямо посреди потока машин возле Триумфальной арки, а затем — на лестнице, ведущей к католическому храму Сакре-Кёр, и кровавая бойня в ночном клубе среди танцующей толпы и фонтанов — чуть ли не отрывок из игры Hotline Miami с нотками триеровского «Догвилля».
Убийства и сражения — всё это похоже на очень грамотную хореографию смертельного танца, а звук выстрелов вовсе не напрягает — каждый взвод курка вписан в общее музыкальное оформление, где есть место дикому дарквейву и электронике.
Даже привычная и так часто используемая сейчас неоновая стилистика не кажется здесь чем-то исключительно трендовым. Это необходимая условность вселенной. Каждая деталь обоснована и всё здесь, как в большом оркестре, находится на своих местах с предельно ясными задачами.
Самое удивительное, что на фоне безусловной зрелищности, которая и держит интригу, есть место и кольцевым композициям, и внутренним отсылкам (хотя бы одна собака была спасена!), и изящному сюжетному твисту в финале. Может быть, поэтому неубиваемый Джон Уик, скатывающийся кубарем с лестницы, не выглядит нарочито смехотворно. И нет ничего предосудительного в том, чтобы после встать, отряхнуться, примириться с бывшим другом и заново по-библейский взойти на собственную Голгофу.
И хотя сцена после титров намекает на интригующее продолжение, Джона Уика мы вряд ли увидим. Герой Киану Ривза может уходить на пенсию в зените славы, а сам актёр смог снова зажечь любовь в сердцах поклонников. В возможном спин-оффе, скорее всего, будет шанс полюбоваться трюками слепого Каина в исполнении Донни Йена. Ведь его персонаж даже отдельно от сражений с Уиком вызывает восторг и магическим образом гипнотизирует.
Что же касается остальных участников актёрского состава, то особенно запоминается изящная Рина Саваяма в роли Акиры. Даже тут соблюдена тенденция на образ сильных непобедимых женщин, жаждущих справедливости. А вот герой Билла Скарсгарда хоть и получился немного плоским и шаблонным злодеем, всё равно почему-то привлекает. Аристократ, не привыкший марать руки, но любящий живопись, балет, дорогое вино и изысканные блюда. Он убьёт взглядом и словом, если, конечно, сам не будет убит.
Об успехе «Джона Уика 4» говорит и кассовое лидерство уже за первый уикенд проката. Хотя тут, конечно, могло сыграть слишком долгое ожидание фан-базы и переносы премьеры на фоне пандемии. Тем не менее последнюю часть франшизы в обязательном порядке стоит смотреть в кино и только на большом экране, как это было на премьерном показе от радиостанции «Европа Плюс» в кинотеатре «Мираж». Финал великого боевика наших дней нужно увидеть с размахом.
Текст — София Маргацкая.
Комментарии к «Симфония боя и танцы насмерть: рецензия на фильм «Джон Уик 4»