Сюжет картины складывается из трёх актов. В первом показана история молодой пары: успешная топ-модель и инфлюенсер Яя и её молодой человек Карл, который только начинает свою карьеру. Режиссёр легко и незамысловато выворачивает изнанку модной индустрии — одного из прочнейших столпов современной культуры. Как ни странно, но Эстлунд знаком с оборотной стороной «модного Олимпа» буквально из первых уст, ведь его жена — фешн-фотограф. Именно супруга вдохновила его на этот сюжет, в котором вылощенная картинка модельного бизнеса показана с неприкрытой иронией.
Второй акт переносит всё ту же пару на борт роскошной круизной яхты. Здесь абсурд и язвительное призрение автора распространяются на всех присутствующих героев: от членов экипажа до привилегированного класса. Зрителей знакомят с русским олигархом Дмитрием, построившим бизнес на навозе и всюду таскающим за собой жену и любовницу. Со скандинавом, разбогатевшим на «кодах для мобильных приложений». С парой очаровательных стариков, которые совершенно невозмутимо говорят о том, что продают мины и гранаты. Также среди гостей находится наполовину парализованная немка, постоянно повторяющая одну и ту же фразу, и множество других персонажей, каждый из которых невольно вызывает отвращение.
Капитан яхты — идейный марксист, предпочитающий буржуазному обществу беспросветный запой. Он выходит из каюты лишь для того, чтобы провести долгожданный капитанский ужин, услужливо пресмыкаясь перед людьми, которых всей душой презирает. И с этого момента картина погружает зрителей в настоящий калейдоскоп событий. Во время ужина начинается шторм. На борту царит настоящий хаос. Волны из стороны в сторону бросают судно, как тряпичную куклу, и в завершении всего действа яхту терпит крушение.
В третьем акте чудом спасшиеся после кораблекрушения пассажиры оказываются на необитаемом острове. Казалось бы, остров — то самое место, где законы капитализма упраздняются, уступая классовой борьбе за выживание. Однако со временем режиссёр подводит зрителей к одной простой, но очень печальной истине — власть отравляет каждого, в чьих руках она оказывается, и превращает человека в безжалостное животное. А люди, окружающие одного власть имущего, становятся безвольными марионетками, готовыми продаться за пачку соломки.
Имея за плечами не самый широкий список киноработ, режиссёр всё же добивается международного признания и встаёт в один ряд с такими великими творцами, как Фрэнсис Форд Коппола, Альф Шёберг, Михаэль Ханеке и другими. Именно этому крайне ограниченному списку режиссёров удалось дважды завоевать главную награду Каннского кинофестиваля. Более того, новая работа Эстлунда вышла далеко за пределы европейского киносообщества, попав в поле зрение Голливудской ассоциации.
Почему именно эта картина стала настолько судьбоносной как для самого создателя, так и для широкой общественности? Этот вопрос мучает многих людей, склонных утверждать, что в ней, как минимум, нет ничего новаторского. «Треугольник печали» представляет собой синтез тех острых социальных тем и давно известных зрителям картин, которые были сняты Луисом Бунюэлем, Федерико Феллини и Марко Феррери, не говоря уже о ряде современных киноработ. Сложно представить себе более архаичные и заезженные клише, как повсеместные метафоры в виде тонущего корабля и облачение капитализма в оболочку вселенского зла. Но, как ни странно, эти избитые темы по-прежнему будоражат зрителей сквозь десятилетия и даже века.
Послевкусие от этого фильма заставляет задуматься о переосмыслении той границы, что отделяет человека от животного, и тех социальных дефектах, которыми охвачено современное общество, медленно приближающееся к трагическому крушению. И самое печальное в этом треугольнике событий то, что выхода из него нет и не будет.
Вся прелесть этой картины не столько в соответствии с действительностью, сколько в возможности обратить её в шутку. Именно это помогает нам превозмогать отчаяние и внутреннее сопротивление. Это самое эффективное и беспроигрышное средство выживания в мире, полном противоречий и несовершенств, о котором нам легко и непринуждённо напоминает «Треугольник печали» со всеми его «за» и «против».
Текст — Мария Влажина.
Комментарии к «Смех и отвращение: рецензия на фильм «Треугольник печали»