Американский физик Роберт Оппенгеймер (Киллиан Мёрфи) был гением, политиком и дьяволом в одном лице. Именно его называют «отцом ядерной бомбы». Фильм рассказывает об учёном от студенчества до знаменитого «манхэттенского проекта» и отстранения от руководящей должности.
«Оппенгеймер» Нолана — крайне некомфортное кино. Рваный монтаж, вспышки света, смена цветной плёнки на чёрно-белую, неумолимые скачки во времени, за которыми довольно сложно уследить. Для тех, кто не знаком с методами Нолана, фильм может обернуться тревожной пыткой. Но знающие особенности ноллановского стиля будут приятно удивленны. Вероятно, «Оппенгеймер» — пик режиссёрского мастерства автора.
В «Оппенгеймере» необычно много разговоров, однако даже за ними сложно уловить хронологическую нить. Этот фильм нужно воспринимать исключительно визуальными образами, звуком и динамикой монтажа. Опираясь на всё это, будет проще докопаться до глубины личности физика.
Нолан намеренно избегает стандартной структуры байопика. Режиссёра интересует нечто более сакральное, то, что волновало Оппенгеймера, волнует Нолана сейчас и способно взволновать зрителя в кинозале. Ведь именно вне контекста жизненных обстоятельств герой и его история внутренних терзаний становятся интереснее и пленительнее.
Жизнь Оппенгеймера показана с разных точек зрения. Во-первых, с помощью внутреннего допроса, в котором физик под пристальным взглядом режиссёра открывается с неожиданных сторон. Интересны не столько связь физика с коммунистами и возможная госизмена, сколько подробности его личной жизни и убеждений. Испытывал ли Оппенгеймер угрызения совести при создании ядерной бомбы?
Другая точка зрения на жизнь Оппенгеймера — это чёрно-белые вставки, в которых солирует совершенно неузнаваемый Роберт Дауни-младший в роли Льюиса Штраусса, председателя комиссии по атомной энергии. Именно этот персонаж «раздел» Оппенгеймера перед государством из-за своих мелочных мстительных мотивов. Наконец, третий взгляд на жизнь физика — это его собственные воспоминания и чувства, которые Нолану удалось превратить в яркие визуальные образы, связанные с космосом, частицами, атомами, мечтами о звёздах и дырах во времени, а ещё с легендой о Прометее, который украл огонь во имя человечества, но был за это наказан.
Посыл фильма хоть и сопряжён с ужасным и разрушительным, так или иначе связан с созиданием и гуманизмом. Даже на уровне смысла «Оппенгеймер» — один сплошной парадокс, препарирующий вечные вопросы и неразрешимые моральные дилеммы.
Что ещё играет Нолану на руку, так это кастинг. Мэтт Дэймон, Джош Хартнетт, Гэри Олдман, Рами Малек, Эмили Блант, Флоренс Пью — самый топовый состав современного Голливуда, который оказывается на второстепенных, но очень органичных ролях. Роберт Дауни-младший однозначно вырывается из амплуа Тони Старка, а вот Киллиан Мёрфи точно получает свою самую главную в жизни роль. Сыграть одного и того же человека в разные периоды жизни — от студенчества до старости — дорогого стоит.
Как это ни странно, но, оказавшись в одном инфополе с «Барби», «Оппенгеймер» продолжает фем-тематику. Нолан рисует сугубо мужскую вселенную и показывает, что происходит с миром, где правят тотальный патриархат и мужской эгоцентризм.
Текст — София Маргацкая
Ожидать от «Оппенгеймера» классических приёмов не стоит. Зато стоит при просмотре обострить свои чувства и обращать внимание на внутренние импульсы, которые помогут увидеть самое необычное и гуманистическое кино этого года.
Комментарии к «Созидание и саморазрушение: рецензия на фильм «Оппенгеймер»