Тамара де Лемпицка вошла в художественный мир в 1920-е годы в Париже, растворившись в бурной атмосфере светской жизни города. Созданные ею картины как нельзя лучше передают невероятный дух свободы Безумных лет (Années folles), витавший во французской столице между двумя войнами.
Формирование стиля
В 1919 году полячка Тамара де Лемпицка обосновалась в Париже, где стала брать уроки живописи у Мориса Дени и Андре Лота. Влияние последнего явственно ощущается в её работах: тот же рафинированный подход с налётом эстетики авангарда.
Тамара де Лемпицка:
«Моя цель – никогда не копировать. Создавать новый стиль».
«Смягчённые» формы кубизма, драпировки в духе античных изваяний, чистые цвета и абсолютный лоск — так можно описать картины художницы. В них также прослеживается влияние флорентийских маньеристов и Жана-Огюста-Доминика Энгра.
Важно понимать, в какое время жила де Лемпицка: сбежав от революции во Францию, она, как и многие аристократки-эмигрантки, решила попробовать зарабатывать на жизнь живописью. Но для этого нужно было серьёзно отличаться от конкуренток. Для де Лемпицка это не составило труда: она была красивой, дерзкой, эксцентричной и смелой, о ней быстро заговорили и впустили в светские круги.
В чём ценность работ де Лемпицка?
Было бы нечестно заявить, что де Лемпицка занималась искусством ради искусства: если бы её картины не покупали, она наверняка отложила бы кисть и занялась чем-то другим. Но её произведения (во всяком случае, до переезда в Америку) пользовались огромным успехом, и она продолжала развивать своё мастерство. Результат — изысканные и выполненные с большим вкусом работы, от которых веет утончённостью и ни с чем не сравнимой атмосферой Безумных лет.
Алексей Мокроусов, журнал «Иностранная литература»:
«Если уж и делать плакаты к 20-м, то только с Лемпицка. Если уж рисовать платья, фигуры, стиль этого порыва — с её картин!».
Комментарии к «Тамара де Лемпицка: икона ар-деко»