Абель (Луи Гаррель) работает экскурсоводом в океанариуме и вот уже несколько лет ведёт одинокий образ жизни. Тем временем его мама Сильвия (Анук Гринбер), преподающая актёрское мастерство заключённым, находит любовь всей своей жизни в тюрьме. Её возлюбленный Мишель (Рошди Зем) обещает, что после освобождения его жизнь станет другой. Заботливый сын не доверяет новому маминому бойфренду. Поэтому вместе со своей подругой Клеманс (Ноэми Мерлан) Абель решает устроить за ним слежку, которая быстро раскрывается. События набирают оборот, неудачливые шпионы случайно ввязываются в историю с кражей икры и параллельно решают свою судьбу.
К фильмам, где режиссёр, сценарист и исполнитель главной роли — это один и тот же человек, всегда относишься с опаской и большим сомнением. Однако Луи Гаррелю довольно неплохо удаётся совмещать все три инстанции. Может быть, дело в творческой семье, таланте или трудолюбии. Самое интересное здесь то, что Гаррель неоднократно обращался в своих фильмах к собственному альтер-эго Абелю. Вполне может сойти за авторский почерк и эксклюзивный приём.
Тем не менее «По правилам и без» сложно осыпать комплиментами и восторгами. Стилистическим подражанием представителям новой волны, вроде Годара или Трюффо, сейчас вряд ли кого-то удивишь. Тем более во Франции. К тому же эта комедия рассчитана в первую очередь на родную страну. Есть ощущение, что не во всей Европе тонкий искусный юмор Гарреля будет считан.
«По правилам и без» ставит на первое место не романтическую любовь, а семейную. Очень трогательно наблюдать за тем, как нежный сын неумело, но отчаянно выражает свою любовь к матери, беспокоится за её счастье и пристально изучает нового избранника. Да и вообще, Луи Гаррель как актёр убедительнее, чем Луи Гаррель как режиссёр.
Самопожертвование — типичная черта главного героя «По правилам и без». Отсюда и следует затворнический образ жизни во имя любви к погибшей жене, несмотря на новые проснувшиеся чувства, а также согласие на опасную сделку, лишь бы мама была счастлива. Не самая распространённая черта для лирических героев современного кино в век здорового эгоизма. Гаррель благородно напоминает о том, что иногда благополучие наших близких зависит от нас самих, но немного перегибая палку в навязывании этой мысли. В конце концов и сам Абель обретает своё счастье.
Правда очевидных поворотов сюжета всё же можно было избежать, если бы Гаррель чуть больше ушёл в чувственность и человеческие взаимосвязи. Но тогда фильм наверняка потерял бы свою лёгкость и наивность. Тут уже дело вкуса.
Жемчужина ленты кроется в сцене, когда Абель и Клеманс разыгрывают ссору, чтобы отвлечь дальнобойщика, пока Мишель с напарником грабят его фургон. В ней идеально соблюдён баланс того, чего весь хронометраж пытался добиться Гаррель. Ссора выглядит смешно, а параллельный монтаж с ограблением задаёт драйва. Самое главное, что отношения и развитие героев выходят на новый уровень. В каждой шутке — лишь доля шутки: Абель с Клеманс невольно проговариваются об истинных чувствах друг к другу. В этот момент от кино оторваться и впрямь невозможно.
Но увы, суммарное впечатление от фильма очень будничное и серое. Для французского кино «По правилам и без» — действительно, излюбленный микс жанров в лучших традициях. У российского зрителя возникнет много вопросов, а само зрелище, к сожалению, покажется бульварной однодневкой на вечер.
Текст — София Маргацкая.
Комментарии к «В духе новой волны: рецензия на фильм «По правилам и без»