Конец 90-х, Софи (Фрэнки Корио) — 11 лет, её родители давно в разводе. Вместе со своим папой Калумом (Пол Мескал) она едет в небольшой отпуск в Турцию. Возможно, это единственное тёплое воспоминание из её детства, которое связано с безусловной родительской любовью, невероятной близостью и нежностью. Даже несмотря на то, что порой без явных причин отец бывает слишком отстранённым от дочери, чтобы не посвящать её в свои тёмные тайны и переживания.
Киноклуб «Киноафиши» вновь подарил возможность увидеть один из наиболее ожидаемых фильмов года раньше выхода в прокат. 13 марта на спецпоказе картину «Солнце моё» представил и обсудил со зрителями российский продюсер Владислав Пастернак.
Шарлотта Уэллс не скрывает, что воссоздавала ткань фильма из собственных детских воспоминаний. Даже исполнительница главной роли Фрэнки Корио — практически копия режиссёра в том же возрасте. Но Уэллс не просто взяла и повторила на экране собственную жизнь. Она нашла множество необычных решений в репрезентации воспоминаний, чтобы фильм действительно был фильмом, а не симулякром жизни. В конце концов память — очень спорная и субъективная вещь. Мы запоминаем всё, исходя из своих чувств и ощущений, превращаем события в личные истории, которых, может быть, и не было на самом деле.
Ощущение борьбы между правдой и иллюзорным воспоминанием протянуто через всю драматургию. Зритель прекрасно понимает, что всё происходящее на экране может оказаться фантазией взрослой Софи, зачем-то пересматривающей записи из того отпуска с VHS-камеры. К слову, на подлинность памяти здесь и претендуют только эти отрывки.
В остальном же фильм «Солнце моё», не содержащий в себе сюжета и развития как такового, похож на калейдоскоп. Мы не знаем, что мучает Калума, почему он сломал руку, плачет в одиночестве, импульсивно покупает ковёр на турецком базаре, плавает пьяным в ночном бушующем море. Мы точно не знаем, обижается ли Софи на холодность и отстранённость своего папы, не знаем, о чём она думает, изучая его украдкой. Всё это маленькие цветные кусочки, которые были запомнены героиней по-своему. Подобная структура фильма позволяет создать безграничное поле для интерпретаций и построения смыслов.
Примечательно и то, что вся лента снята на деталях и предельно крупных планах. Можно усомниться в важности того, как нежно папа мажет солнцезащитным кремом спину дочери или как на балконе сушится детская одежда. Фрагментарность воспоминаний и ощущение теплоты существуют благодаря таким нестандартным решениям.
Ощущение нереальности происходящего подчёркнуто сквозной сценой отчаянного танца Калума в мерцании стробоскопов. Это некая абстракция, в которой Калум мечется в собственных сомнениях, обидах и злости на себя, попытках вернуть упущенное.
Для некоторых женщин фильм, скорее всего, окажется невыносимой мукой, поскольку Шарлотта Уэллс без манипуляций над зрителем и без попыток искусственно выдавить слёзы всё равно задевает самое болезненное и личное. Но и для большинства отцов «Солнце моё» может стать не столько пособием, сколько поводом обратиться внутрь себя и отрефлексировать отношения с собственными детьми.
Калум, буквально влюблённый в свою дочь, сожалеет об упущенном времени, о том, что не был с ней достаточно времени. И короткий отпуск в Турции, безусловно, этого не возместит, но отчаянная попытка засчитана. Софи знает, что папа есть и папа её любит.
Пол Мескал в роли молодого отца слишком убедителен и трогателен. Дуэт с Корио однозначно покорит сердце раз и навсегда. А намеренно стёртая граница возраста и избегание точных цифр позволяет говорить не только о любви между отцом и дочерью, но и о влюблённости. Ведь в этом путешествии они заново узнают друг друга прежде, чем расстаться навсегда.
И как бы воспоминание ни было обманчиво, а трактовка финальной сцены расплывчата, есть одна важная вещь, которая буквально превращает фильм в жизнеутверждающий постулат. Маленькая Софи верит, что необязательно быть рядом с папой, если они видят одно и то же солнце на одном и том же небе. Ей достаточно воображения, умноженного на память, чтобы не забывать о безусловной любви и теплоте.
Текст — София Маргацкая.
Комментарии к «Юность, нежность и ощущения: рецензия на фильм «Солнце моё»