Анна (Анна Михалкова) каждый день работает на шоколадной фабрике, забирает дочь из школы и возвращается домой, где её ожидают старший сын-стример и совершенно обыкновенный муж (Тимофей Трибунцев). Однажды героиня падает по дороге домой и ударяется головой. После этого Анна начинает слышать голоса внеземных цивилизаций, которые отговаривают человечество лететь на Марс и призывают к миру, любви и взаимопониманию.
Постер «Чувств Анны» с работницами шоколадной фабрики в розовых одеждах — главный кликбейт проекта. Меликян завлекает зрителей ярким цветом и запоминающимся образом Анны Михалковой в скафандре. Но по факту зритель приходит на чёрно-белую картину, где даже нет намёка на розовый. И это ни в коем случае не заигрывание с ностальгией по старому кино. Наоборот, это способ стилизации и попытка сказать зрителю: «Сейчас вы наблюдаете другой мир».
Но этот другой мир, несмотря на всю свою фантастичность, имеет в своей основе вполне себе реалистичные корни. Герои картины живут в Перми, а не где-то в космосе (пока что), их квартиры — обыкновенные тесные хрущёвки. Персонажи ленты многократно подчёркивают, что в них нет ничего особенного, но по факту их всех объединяет страх индивидуальности.
Анна Михалкова великолепно вживается в образ уставшей от жизни женщины, у которой каждый день — дом-работа-дом и ничего больше. Времени на себя нет. Когда-нибудь потом, в другой жизни.
Недалёкое будущее или даже альтернативное прошлое маркируется прозрачными респираторами на лицах, табло с количеством заболевших и умерших, а ещё новостями с несменяемой ведущей на главном канале — камео Екатерины Андреевой. Именно её голосом Меликян встраивает свой фильм в социальный подтекст, вводя темы экологии, губительного развития технологий и уже скорейшей отправки человечества на Марс, которая уже заранее выглядит как телевизионное шоу.
Группа Shortparis написала музыкальное оформление и заглавный трек специально для «Чувств Анны». Необычное звучание и голос Николая Комягина как нельзя лучше вписывается в космическую тематику, из-за чего чёрно-белая лента Меликян обретает ещё больший, хотя и сдержанный пафос.
Анна Меликян, безусловно, любит и лелеет заглавного персонажа, фиксируя трогательные крупные планы, детали и позволяя милым и забавным вещам случаться с героиней. Потерянная женщина благодаря открывшейся способности наконец-то начинает слышать не столько голоса извне, сколько свой внутренний голос. Она идёт в парикмахерскую, она пропускает работу из-за новых увлечений, она едет в Москву, она с достоинством носит лисью шубу и даже заводит любовника (Олег Ягодин). Всё рушится, когда дар пропадает. Такой укол в сторону эпохи, где пик популярности ломает человеку жизнь и предрекает ему скорое небытие.
Кажется, что фокус рассеивается: Меликян филигранно скачет с одной темы на другую, порой затягивая эпизоды по хронометражу, наполняя их лишними подробностями. Однако выверенный стиль фильма с небольшой пародией на «Игру в кальмара», где все ходят в одинаковых костюмах и делают схематично точные движения, нивелирует этот недостаток. И подтексты и суть всё равно сливаются воедино. А перформанс перед финалом так и вовсе по-настоящему уводит и зрителя, и героев в открытый космос.
Текст — София Маргацкая
«Чувства Анны» — пожалуй, одна из самых интересных работ на отечественном рынке. Смело, красиво, тонко и точно незабываемо. Однозначно стоит посмотреть картину и медленно погрузиться в этот удивительный мир. И, возможно, даже не один раз.
Комментарии к «Жизнь в глубинке и на Марсе: рецензия на фильм «Чувства Анны»