На любое гоголевское произведение сколько режиссеров — столько и точек зрения. Глубокий символизм и фактурность персонажей позволяет потановщику подчеркнуть то, что важно лично ему, при этом не теряя смысла. Например, тот же «Нос» можно рассмотреть как комедию, как триллер и, например, как мистику. А «Шинель» — как детектив, как классическую историю «маленького человека» и так, как это сделал Валерий Фокин.
Здесь Башмачкин — не маленький глупый бракодел, не мелкая личность, и даже не мужчина. Он — некое странное существо, жалкое, но имеющее место быть. И новая шинель для него — вовсе не способ «утеплиться» холодной зимой. Это для Башмачкина — весь мир, кажущийся безграничным и бесконечно прекрасным. А что, если отнять шинель? Что останется?
Акакия Акакиевича гениально сыграла Марина Неелова, именно в ней Фокин нашел ту глубину и пластику, которая была необходима для его героя. Узнать прославленную актрису чрезвычайно сложно. Роскошная Марина Мстиславовна как будто сжалась, «уменьшилась». Сухонькие ручки, круглые, выцветшие, до чрезвычайности глупые глазки, тоненький неприятный голосок. Фокинский Башмачкин — персонаж, вызывающий жалость и гадливость одновременно. Но это — главный его козырь, заставляющий зрителя, из жалости же, погрузиться в его мирок и пройти вместе с ним весь путь, написанный великим Гоголем.
Отзывы о спектакле «Шинель»