«Гаргантюа и Пантагрюэль» — первая постановка, созданная Константином Богомоловым для Театра Наций, постепенно превращаемого Евгением Мироновым в резервацию для театральных нонконформистов. Свое «новоселье» режиссер, известный по эпатажным спектаклям, реализованных на ведущих площадках Москвы, Санкт-Петербурга и Европы, отпраздновал неоднозначной постановкой хрестоматийного романа Франсуа Рабле.
Игнорируя политический, религиозный, социальный контекст раблезианского текста, Богомолов полностью концентрируется на его откровенном физиологизме, исследуя, прежде всего, взаимодействие человека со своим телом, рассматривая неискаженный стыдом формат этих отношений. Режиссер старается отстраниться от понятий, которые находятся вне нас, полностью концентрируясь на целостности восприятия себя как объекта предельно материального.
Постановка отличается поразительной лаконичностью театральных фраз, внешней статичностью, за которой кроется динамизм смены образов и идей. Сценическое решение — минималистичная вариация линческой красной комнаты — акцентирует любое движение, любую реплику артистов, превращая их в гротеск, в многозначные метафоры.
Отстраненный ведущий, восседающий за старым столом и безучастно читающий отрывки из книги, задает ритм для карнавального шествия чудаковатых героев, в числе которых находятся и пришельцы, воплощения советских архетипов, по воле режиссера соседствующие с оригинальными персонажами. Дополняет этот праздник глубокомысленного абсурда своеобразное музыкальное сопровождение — безумное попурри, в котором оперные арии сменяются песнями Наташи Королевой, Марка Бернеса и «Ласкового мая».
Отзывы о спектакле «Гаргантюа и Пантагрюэль»