Гоголь в постановке Серебренникова молодеет и осовременивается, однако режиссер не играет, в буквальном смысле, в машину времени. Герои остаются в своей эпохе, все остается на своих местах — и актуализация классики как раз и состоит в том, чтобы показать, что с гоголевских времен ничего особо не изменилось.
Герои «Мертвых душ» — мелочные, коварные, нелепые, ведомые верховным прощелыгой Чичиковым — обитают в безысходном безвременье, ограниченные тесными стенами, за границы которых им не позволяет выбраться собственное невежество. Формула «обмануть обманщика» доведена до абсурда, безликость персонажей во всей этой мороке подчеркнута «кадровым решением» Серебренникова — все актеры у него играют сразу по несколько ролей, перевоплощаясь из помещиков в собачьи стаи, из деревенских алкоголиков в коней.
Дополняет режиссерский замысел музыка от Александра Маноцкова, написавшего психоделические песни-зонги на основе лирических отступлений из текстов Гоголя.
В роли Чичикова в разных составах выступают американский актёр из «Интернов» Один Байрон и актёр Театра под руководством Армена Джигарханяна Семён Штейнберг. Эти же артисты играют помещика Манилова. А Коробочкой стал заслуженный артист России Олег Гущин.
Продолжительность спектакля: 2 часа 15 минут, без антракта.
Отзывы о спектаке «Мертвые души»